«Холивар», Гоголь и куклы, Pink Floyd в казахском ТЮЗе – чем запомнился театральный 2024-й?

cover

Как подвести традиционные итоги года в театральной среде, где декабрь – это самый разгар сезона и одновременно период «халтур», как их ласково называют артисты? А произошло за 2024-й немало: ниже – субъективный рейтинг, где отмечены самые яркие сценические моменты уходящего года.

Спектакль года

Абсолютный фаворит – «Холивар» театра «Бата». Слово «спектакль» не отражает и десятой части того, что происходит на сцене. Это воистину фронтовой концерт: там и война, и музыка, и классика литературы, и сеанс психотерапии. Объяснить невозможно –надо смотреть.

 

Сценография года

«Ворон» от «АRТиШОКа». Это самая стильная работа Антона Болкунова в жанре «театр художника». Декорации живут своей жизнью: стонут, кричат, смеются, и всё это с щедрой щепоткой готики и таинственности.  

Саундтрек года

«Ұлпан» ТЮЗа имени Мусрепова – настоящая услада для ушей. Да, моего внутреннего рокера подкупили первыми же нотами Pink Floyd и Genesis, но отдельного внимания заслуживает и живое пение. Спектакль и сам по себе получился мощным, но голоса актёров в нём просто завораживают. 

Слом мозга

Позволю себе и нестандартные номинации. Самый мозгосломный спектакль года – «Отчёт для академии» театра-студии «Дом культуры». Режиссёр Кеша Башинский сотворил нечто такое сложное, многослойное и пёстрое, что это больше похоже на пэчворк, чем на спектакль. Вышло настолько нестандартно, что даже сравнить не с чем.  

Лучшая классика

Для поклонников академического театра тоже есть номинация, и победа в ней уходит «Пёстрым рассказам» театра имени Лермонтова. Это не только замечательное и очень тёплое прочтение Чехова, но и самый удачный спектакль коллектива за последнее время.  

Актриса и актёр года

Конкретных людей тоже хочется отметить, и это гораздо сложнее, ведь и спектаклей немало, а талантливых исполнителей – в разы больше. Но я всё-таки дерзну назвать актрисой года Александру Деваеву, актёром – Артёма Горбунова.

Александра – выпускница актёрско-режиссёрского курса «АRТиШОКа», исполнившая немало ролей, среди которых особенно выделились две: Хари в «Солярисе» своей «альма-матер» и Вирджиния в чудесной бродилке «Кентервильское привидение» от «Трансформы».

У Артёма спектр театров еще шире: это и «2act» с целым калейдоскопом ролей в «Жанне д’Арк» и Brudershaft, и инклюзивная лаборатория «Действие буквально», и камерный «P2P».

 

Режиссёр года

Это звание получает Дмитрий Гомзяков, поставивший сложный для восприятия, неформатный «Плотник» в театре «Бата» и одновременно, пожалуй, самую «киношную» премьеру года – «Солнечную линию» с Айсулу Азимбаевой и Аскаром Ильясовым, которая с камерной сцены театра имени Лермонтова неожиданно перекочевала в Almaty Theatre.  

Персона года

Театр держится не только на актёрах и режиссёрах, и я отмечу человека на стыке сценической и технической команд – это Юрий Коротецкий, фотограф, благодаря которому у ряда алматинских коллективов появилось свое фотопортфолио. А ещё он отметился, как аккомпаниатор в нескольких спектаклях «АRТиШОКа», «Трансформы» и креативного хаба Artlab, феерично играя на ударных. И даже в этом материале несколько фотографий – его авторства.  

Коллаборация года

Государственный театр кукол и его сотрудничество с грузинским режиссёром Николозом Сабашвили – «Шинель» вышла неожиданно драматичной и технически любопытной. Да и выбор материала порадовал: с куклами гораздо проще было бы воплотить фирменную гоголевскую чертовщину, но в итоге получилось очень злободневное высказывание о буллинге. 

P.S.

По моим ощущениям, уходящий год в театральной среде был не таким ярким как, например, 2023-й. Хотя интересного было много: дважды приезжал на гастроли «Ильхом», прошло несколько громких фестивалей независимого и академического театра, запустилось несколько новых проектов вроде GPTheatre и уже упомянутого «P2P». Немецкий театр отметил «ягодное» 45-летие, поставив рекордные четыре премьеры за две недели, «АRТиШОК» осилил  беспрерывную 24-часовую программу (а по факту – 36-часовую), «Трансформа» и 2act вновь сменили дислокацию, театр имени Ауэзова дождался-таки капитального ремонта. Да и просто хороших спектаклей, капустников и театральных событий было много. И, уверена, будет ещё больше в 2025 году.

Лента новостей

все новости