Спектакль «Ворон»: а режиссёр-то голый

Во многих европейских городах с богатой историей есть туристический аттракцион в подвалах – эдакая страшилка для взрослых, где с помощью аниматоров, декораций и ростовых кукол рассказываются жуткие истории из прошлого. От новой премьеры театра «АRТиШОК» остаётся похожее ощущение. «Ворон» Эдгара Аллана По – в общем-то, такой же хоррор, где мистика и красивый сюжет идут рука об руку. Но театр представил своё видение, и автор, скорее всего, ему бы удивился.
«Ворон» стал частью почти бессловесной трилогии Антона Болкунова – не только как художника, но и режиссёра. Но если в спектаклях «Сто лет одиночества» и «Преступление и наказание» задействована почти вся труппа, то новая постановка – бенефис Галины Пьяновой.
Сам Болкунов всё время тоже присутствует, но чаще всего незримо: он, как настоящий ворон, сидит на жёрдочке под потолком. В темноте только и видны загримированное в духе то ли Kiss, то ли Misfits лицо да отблеск чёрной бас-гитары. Она то протяжно подвывает, то ритмично постукивает в такт всем прочим звукам на сцене.
Фото: Алина Багаутдинова
Вот главный герой (вроде бы сам американский писатель, правда, больше похожий на молодого Эйнштейна) открывает скрипучие ставни, ставит фарфоровую чашку на блюдце, проходит по рассохшимся половицам. Вообще, движения в первой половине спектакля хватает: герой создает много суеты, пытаясь отвлечься от гибели возлюбленной.
Причём всё происходит в преувеличенно комичной манере. И если в начале спектакля из зала раздаются неуверенные хихиканья, то к середине зрители уже без стеснения хохочут в голос. Мрачная история превращается почти в буффонаду. Галина Пьянова, с присущей ей харизмой, демонстрирует простенькие фокусы, клишированные юмористические ходы, и всё это так непринуждённо, что кажется, будто никто не умер, а усопшая Ленор сейчас выскочит из шкафа, задорно смеясь.
Фото: Алина Багаутдинова
Но не тут-то было. Спектакль делит пополам довольно затяжная пауза, в ходе которой Пьянова успевает переодеться, а на своём месте оставить огромную восковую куклу. На сцену Галина возвращается уже в образе самого Ворона. Поначалу зрителю всё ещё забавно: чего только стоит сам костюм, где крылья сшиты из нескольких пар пиджачных рукавов. Но чем дальше двигается действие, тем более затянутым и тяжёлым оно становится. Бас то и дело нервно взвизгивает, Ворон яростно таскает по сцене воскового героя, в один момент переключаясь с него на зал. Запись безупречного прочтения оригинальной поэмы на английском сменяется рёвом Болкунова с какой-то околесицей. Кажется, что удивить уже нечем: даже если Антон сейчас сиганёт вниз, а Галина вытащит на сцену кого-то из зала, это впишется в канву общего сумасшествия. Но тут Пьянова возвращается на сцену и… раздевается донага. Жест, безусловно, сильный, но настолько необъяснимый и перетягивающий внимание, что за роскошные декорации и игру со светом и звуком становится даже как-то обидно.
Фото: Алина Багаутдинова
Безусловно, «АRТиШОКу» повезло иметь такого творца, доводящего театр художника до совершенства. Атмосфера «Ворона» с его изящно оформленной комнатой-сценой, своеобразным юмором и тонкой технической работой подкупает.
Но спектакль несколько раз так близко подходит к грани пародии, что это пугает даже больше самого сюжета. Мастерство и самоирония Галины Пьяновой помогают удержать равновесие и обойти острые углы. Но обращаясь к мрачной классике, стоит помнить, что не просто так Ворон каркнул: Nevermore!
Лента новостей
- Решение принято: в Атырауской области построят завод по выпуску бутадиена
- Крупное ДТП в Алматы: пострадали 23 человека
- США введут «очень жёсткие пошлины» против России и её торговых партнёров
- Мошенники звонят казахстанцам от имени КНБ и Агентства по финмониторингу
- «В Жетысае есть вода»: чиновники уверяют, что в Туркестанской области нет предпосылок к сельхозкатастрофе
- Фальшивая вместимость: чиновников в Актобе осудили за коррупцию вокруг частного детсада
- Компанию Илона Маска судят в США из-за упавшего мобильного телефона
- Мошенница из Костаная обманывала туристов, даже находясь под следствием
- Мобилизация, доходы, цифровизация: Минтуризма Казахстана наделили новыми функциями
- Дело «ЭКСПО»: Талгата Ермегияева отказались выпускать на свободу
- Казахстан будет продавать уран ещё в одну европейскую страну
- Токаев подписал закон об изменениях в системе ОСМС и оплаты медуслуг
- Призовой фонд «Игр будущего-2026» в Казахстане составит 10 млн долларов — если будут спонсоры
- Масштабную реформу госзакупок предлагают в Минэнерго Казахстана
- Памятник вору в законе Лёхе Семипалатинскому поставили в Семее
- Часы казахстанских олигархов за 352 млн тенге выставили на торги
- Хлопок погибает, министр обещал, воды нет: Жетысай на грани сельхозкатастрофы
- Казахстанские школьники завоевали четыре медали на престижной олимпиаде в ОАЭ
- Генпрокуратура подтвердила: Олеся Кексель — подозреваемая по делу о пытках
- Три Байбека за полдня: на суде по делу Перизат Кайрат всплыло имя экс-председателя партии Назарбаева