Спектакль «Пёстрые рассказы»: чеховская краткость и «лермонтовский» размах

cover

Бесспорно, Антон Чехов – один из столпов академического театра. И тем любопытнее, что при обилии пьес его авторства Национальный русский театр драмы имени Лермонтова в основу своего нового спектакля заложил сборник «Пёстрые рассказы». Получился довольно симпатичный винегрет из типичных «маленьких людей», а шеф-поваром стал приглашённый режиссёр Евгений Зимин.

За последние пятнадцать лет Зимин успел побыть худруком сразу нескольких российских ТЮЗов. Но взрослый материал ему тоже вполне удался. Не последнюю роль в этом играет сценография Евгения Лемешонка. Тут вроде всё, как любит «Лермонтовка»: большие задники, функциональные декорации, разнообразные костюмы у массовки. Но исполнение в приглушённо-мрачных тонах, да и сама сцена настолько грамотно оформлена под вокзал, что забываешь, что сидишь в зале. Даже просьбу отключить «телефонные аппараты» смотритель станции озвучивает в антикварный телефон.

Вокзал не случаен. Хотя спектакль состоит из небольших новелл на разные темы, все они так или иначе связаны с поездом: кто-то едет в купе, к кому-то приезжают надоедливые родственники, а кто-то провожает любовь всей жизни, чтобы больше никогда не увидеться.

Так, во всяком случае, происходит в первой части «Пёстрых историй». И ей бы, по-хорошему, быть единственной. Она передает всё: и чеховский снисходительный юмор, и тонкий драматизм. Но антракт делит спектакль на две равные по времени, но неравные по наполнению части. А три часа – это много.

Вторая половина спектакля как будто «не отсюда». В ней одна новелла – вполне самостоятельная история о незадачливом расследовании. И вроде бы актёры те же, равно как и декорации, но в какой-то момент действие начинает утомлять. Тем более режиссёр заигрывается с приёмом а-ля немое кино, показывая рассуждения сыщиков. Первый раз карикатурно дрыгающиеся персонажи выглядят правда смешно, но потом это начинает напоминать заевшую пластинку. И хотя нельзя сказать, что вторая часть спектакль откровенно портит, но заповеди про сестру таланта она явно противоречит.

Большое количество историй множит и персонажей, так что некоторые актёры появляются на сцене в нескольких ролях. Самым удачным в постановке стал отеческо-сыновний дуэт Виталия и Дмитрия Багрянцевых – удобно, когда один может сыграть другого в молодости. А стоит к ним присоединиться Роману Чехонадскому, и рождается крепкое и крайне выигрышное мужское трио, борющееся за внимание одной дамы, – сюжет без времени.

А время здесь – ключевое слово. Сборник «Пёстрые рассказы» вышел в 1886 году, и ухватить его, не скатившись в карикатуру, непросто. Но из всех последних постановок классики эта премьера стала для «лермонтовцев», пожалуй, самой удачной работой. В ней соблюдены особенности эпохи, которую не пытаются ни искусственно осовременить, ни броско разукрасить. Спектакль получился в меру смешным, в меру трогательным, но не скучным. И точно побуждающим по возвращении домой вытащить из шкафа томик Чехова.

Лента новостей

все новости