Спектакль Brudershaft: Ремарк в алматинской эмиграции

cover Фото Ангелины Симоненковой

Для супругов Виталия и Юлии Шенгиреевых, основавших в октябре 2022 года театр 2act в Алматы, «потерянное поколение» – не просто крылатая фраза. Возможно поэтому взгляд на «Трёх товарищей» Эриха Марии Ремарка у вынужденных эмигрантов получился таким убедительным. Спектакль Brudershaft – не только первая премьера 2act в новом пространстве после переезда, но и самая масштабная работа театра.

К размаху спектакля, в том число временному, надо быть готовым: в афише указана продолжительность в два с половиной часа, по сути же – на час больше. После рабочего дня засесть в театре столь надолго – хорошая проверка тяги к прекрасному.

«Было четыре часа, – улыбается режиссёр Виталий Шенгиреев, – порезали всё возможное, дальше некуда». 

И это не кокетство – свой хронометраж постановка оправдывает.

Фото Ангелины Симоненковой

Не просто так жанр спектакля определили, как «дверь в эпоху». Вот они, те самые три товарища – бывшие солдаты, теперь автомеханики, которые не слишком шикуют. Зритель видит жизнь обычных людей ровно сто лет назад: бедно обставленные комнаты, тусклая одежда, простенькие автомобили (в этом качестве в спектакле выступает ящик, на котором сидят герои, а позади и перед ними туда-сюда катаются две шины). Да и основная декорация отвечает жанру – весьма симпатичная склейка из нескольких дверей, выставленных в ряд. Функциональный задник решает все проблемы со сменой сцен: дверь открывается – и из неё выходит полная противоположность того персонажа, который только что туда заходил.

Фото Ангелины Симоненковой

2act по полной использует свою главную фишку – разнообразие героев при минимуме актёров. И если тот же Виталий Шенгиреев весь спектакль играет только рассказчика Роберта Локампа, то остальные перевоплощаются по щелчку выключателя – в прямом смысле. Свет выключили – сцена закончилась, включили – началась новая, и персонажи сменились. Артём Горбунов, он же Отто Кёстер в основной сюжетной линии, в разных сценах из неотёсанного громилы-бармена превращается в затюканного женой клерка, а потом внезапно – в проститутку. Юлия Шенгиреева и Злата Сербина (в другом составе – Аэлита Пономарёва) воплощают целый набор персонажей обоих полов – от набожной хозяйки пансионата до отвязного помощника автомехаников. Выгодно раскрылся и третий товарищ, Готтфрид Ленц в исполнении Ивана Кривушина, который обычно играет довольно «ровных» персонажей, а здесь полный набор – от заикающегося студента до трансвестита в борделе.

Фото Ангелины Симоненковой

Общему настроению спектакля отвечает и саундтрек – околоджазовые каверы мировых хитов, включая Майкла Джексона и совсем уж неожиданных System Of A Down. Не совсем понятны лишь две оригинальные музыкальные вставки: танцевальная в самом начале и песенная в середине. Первой, очевидно, пытались сходу втянуть зрителя в настроение «ревущих 20-х» с взлетающей бахромой на платьях. Но дальше спектакль и самостоятельно справляется с этой задачей, дополнительное погружение в контекст, кажется, ни к чему. К тому же 2аct вторит Ремарку и показывает ту эпоху отнюдь не блестящей. Здесь больше про раздавленность людей в разгар экономического кризиса, помноженную на ужасы недавней войны и предчувствие новой.

Но чем прекрасен спектакль Brudershaft и, уж простите за пафос, в чём он даже чуть превосходит оригинал – настроением. Оно тоже не радужное, драматичных сцен в постановке немало. Но если три с половиной часа без перерыва читать Ремарка, то с большой вероятностью возникнет желание повеситься, в крайнем случае – напиться. А в театре – только снять шляпу перед его командой.

Лента новостей

все новости