Спектакль «Солярис»: театр на грани фантастики

cover Фото Марии Гордеевой

В заголовке не просто красивая фраза, а самое ёмкое описание нового спектакля театра «ARTиШОК». «Солярис» – первая премьера сезона на малой сцене, которая из подвала превратилась в настоящую космическую станцию.

Научная фантастика – жанр, который теряет актуальность быстрее любого другого. То, что шестьдесят лет назад казалось передовым, сейчас выглядит примитивным. И тем любопытнее, что команда 30-летних энтузиастов во главе с режиссёром Дмитрием Соболевым замахнулась на «Солярис», а не на что-то посвежее. Особенно в условиях сцены, где нельзя присыпать всё спецэффектами.

«В театроведческой среде считается, что до сих пор не найден язык, чтобы ставить научную фантастику. Мы, начав готовить спектакль, встречались с физиками, изучали современные научные подходы, что для драматического театра не очень принято. Зато для постдраматического (театра, где есть дистанция актёра и текста) – вполне. Получается формат перфолекции. Перед актёрами в спектакле стоит сложная задача –  это психологический театр, эдакое киносуществование. Такой театр – про человека, а не про научные явления. Конечно, мы это старались сохранить, отразить в художественной среде, но было тяжело. Текст сам по себе сложный, очень много научных перечислений», объясняет режиссёр.

Фото Марии Гордеевой

Действительно, «Солярис» –  история не только про космос, но и про человека, который в нём теряет себя. В этой сюжетной линии тонко удалось передать отчуждённость всех героев. Даже неожиданная лирическая сцена между главным героем и его женой вышла интимной и одновременно тревожной. Но, в целом, получился не совсем «артишоковский» спектакль – без узнаваемой иронии, броскости и постмодернового почерка.

Повлияла на это сборная постановочная команда. Дмитрий Соболев – представитель документального театра, а главная роль досталась выходцу из цирковой школы Дмитрию Северину – по сути, новичку в труппе. Он почти весь спектакль играет отрешённо, будто в маске, расходясь только под конец. Сравнить «Солярис» по духу можно разве что с «Розовым шумом», который пару лет назад делали студенты. Сейчас троих второстепенных персонажей тоже исполняют выпускники – Евгений Игнатов, Марк Куклин и Александра Деваева.

Фото Марии Гордеевой

Даже главный элемент – пространство, оформленное Антоном Болкуновым, – это театр художника на новом уровне. Находок много: куча каких-то примочек, кнопочек, железяк, экранчиков. В одном маленьком зале уместили несколько ярусов: лабораторию, пассажирскую кабину, спальное место и даже небольшое пространство под потолком, где, как птица на жёрдочке, сидит один из героев. По ходу постановки на многочисленных экранах возникают то приборные панели, то говорящие голограммы персонажей. Всё время что-то стучит, гремит, щёлкает, а иногда и загорается – в «Солярисе» не поскупились на настоящий огонь и дым. Да и актёры «горят».

Фото Марии Гордеевой

В итоге, у «ARTиШОКа» получился странный продукт: тяжеловесный двухчасовой перфоманс с кучей научных терминов и абсолютно гипнотической атмосферой. В моменты длиннющих монологов можно выпадать из реальности и изучать пространство вокруг. Особенно если посчастливится занять одно из мест прямо на сцене. Правда, есть вероятность, что в вас что-нибудь прилетит: в конце дебютного показа, не выдержав накала, с потолка с грохотом и искрами слетела металлическая декорация – благо, далеко от зрителей. Беру обратно слова про спецэффекты.

Фото Марии Гордеевой

Шутки шутками, но «Солярис» – из разряда спектаклей с туманным будущим. Его, скорее всего, «затрут до дыр» фанаты фантастики, но у обычного зрителя он может не прижиться. Хотелось, чтобы это было не так, ведь работа проделана огромная, и спектакль получился добротным. Но время рассудит, а пока станция «Солярис» в процессе своего взлета – попасть на неё можно будет 11, 12 и 14 декабря.

Лента новостей

все новости