Спектакль «Холивар»: Илон Маск и Карл Маркс скоро полетят на Марс!

cover Фото Марии Гордеевой

Представьте: вы пришли в театр, а попали на сессию эмоционального коучинга. А потом – в сцену сродни «Звёздным войнам», только построенную на классической литературе. А потом – на космический рок-концерт. Уже чувствуете головокружение? А что, если всё это – за три с половиной часа в одном пространстве? Сказать, что театр «Бата» новым спектаклем «Холивар» взорвал мозг – не сказать ничего. Но как же красиво он это сделал!

«Бата» – из тех театров, что сами себе на уме. Что-то там внутри происходит, но ни регулярных премьер, ни рекламы нет. Однако когда приходишь на «Холивар», понимаешь, что команда не растрачивает потенциал понапрасну. Это даже не назовёшь спектаклем: слишком много всего намешано. Это, скорее, психологическое исследование, препарирование человеческой натуры, помноженное на уйму культурных отсылок и музыку.

Препарирование – потому, что с первых же секунд зрителям предлагают разделиться на тех, кто пьёт чай и кто кофе. Казалось бы, такая мелочь, но именно она, в итоге, и приводит к размышлению о том, как рождается конфликт. Ведь потом происходит деление на тех, кто любит зиму или лето, верит в бога или нет, и под конец – пойдёт на фронт или останется в тылу.

Название «Холивар» отсылает к бесконечным агрессивным спорам в интернете, когда люди не хотят слышать точку зрения оппонентов. Разыгрывается так называемая «священная война», не приводящая ни к чему. 

«Бата» проигрывает не только бессмысленность конфликтов, но и самые низменные пороки, их сопровождающие: зависть, гнев, жадность.

И если в первом акте зрители – главные участники действа, то во втором – бенефис гениальной Вероники Насальской. Звучит, может быть, громко, но актриса настолько вживается в образ Марса, бога войны, что невольно содрогаешься, когда она начинает делать хоть что-то, даже не вставая со стула. Харизма сносит всех присутствующих, включая остальных актёров. Второй акт полон диалогов, размышлений о конфликтах, приправленных цитатами из «Мастера и Маргариты», «Приключений Гулливера», «Дракона»... И снова тема никчёмности и жестокости войны становится камнем преткновения.

Заявленный в афише «фронтовой концерт» начинается только в третьем акте. Пятеро актёров оказываются на редкость одарёнными музыкантами, затянутыми в алые костюмы – не то космонавты, не то ликвидаторы радиационной катастрофы. Не меньше впечатляет трек-лист: Дэвид Боуи и Кейт Буш «под ручку» с Леонидами Утёсовым и Агутиным, Егор Летов на домбре и песня Охотника из фильма «Про Красную Шапочку», наигранная на мелодию «цеппелиновской» Stairway to Heaven.

«Бата» проходит по грани, не предупреждая зрителя, что его ждёт. Можно стать жертвой оскорблений, личные вещи отправятся на хранение другим участникам, а хлопать придётся по команде. Хотя главное в «Холиваре» – пережить первый акт, наполненный ядом человеческих взаимоотношений. Дальше нужно только успевать следить за игрой слов и смыслов. Один только красный цвет – он и кровь, и страсть, и советский флаг. Даже в самом конце, когда раскрасневшиеся от усталости актёры уходят в туман с весёлой присказкой «Карл Маркс и Илон Маск скоро полетят на Марс», аудитория остаётся в недоумении. Но со стойким ощущением: случилось нечто грандиозное. Ближайший «Холивар» разразится 30 января.

Лента новостей

все новости