«Золото Рейна» для казахстанских степей: ждать ли Астане инвестиций из Германии?

cover Коллаж Orda.kz

С начала российско-украинского военного конфликта Германия всё чаще обращает внимание на Центральную Азию — и в первую очередь на Казахстан. Это может стать основой для долговременного экономического и внешнеполитического партнёрства, сообщает Orda.kz.

В статье для The Diplomat специалисты по международным отношениям Тимон Остермайер и Эльданиз Гусейнов отмечают, что интенсивность контактов между Германией и странами Центральной Азии сильно увеличилась после вторжения России в Украину. Западные чиновники не скрывают, что их интерес к региону не бескорыстен: их задача — посеять семена экономического сотрудничества, которые дадут плоды в будущем.

Страны Центральной Азии — и в первую очередь Казахстан, граничащий с Россией и Китаем — приобретают особое значение для Евросоюза, хотя раньше европейские политики и бизнесмены не обращали особого внимания на регион. Планируется, что в этом году канцлер Германии Олаф Шольц посетит Казахстан по приглашению Касым-Жомарта Токаева и примет участие в саммите, посвящённом развитию связей между ФРГ и странами Центральной Азии. А различные бизнес-делегации из Германии и её отдельных земель теперь приезжают в Казахстан регулярно.

Касым-Жомарт Токаев и Катрина Клаас-Мюльхойзер
Касым-Жомарт Токаев и Катрина Клаас-Мюльхойзер. Фото: Akorda.kz

В середине мая Касым-Жомарт Токаев на встрече с председателем правления Восточного комитета германской экономики Катриной Клаас-Мюльхойзер назвал ФРГ стратегическим партнёром Казахстана и сообщил, что прямые инвестиции Германии в Казахстан в 2023 году выросли на 64%. Одно из направлений, по которым страны наращивают сотрудничество, — сельское хозяйство. Для Казахстана, который планирует стать центром производства зерна в регионе, это естественно. Но аграрная сфера — не единственное направление, по которому страна может эффективно сотрудничать с ФРГ.

«Война в Украине существенно повлияла на динамику мировой торговли, побудив многие компании переместить активность из России в Центральную Азию. Это коснулось и немецких корпораций. Например, в апреле компания Henkel перенесла деятельность из России в Казахстан. Всё больше компаний ищут стабильность и альтернативные возможности в Центральной Азии. Этот переход подчёркивает растущую важность Центральной Азии как центра логистики, энергетики и квалифицированного труда», — указывают авторы статьи в The Diplomat.

Немецкие делегации продолжают исследовать экономические возможности региона, но уже понятно, что Центральная Азия будет очень важна в построении новых торговых и экономических отношений после завершения российско-украинского конфликта. Пока ни одна из стран региона не может полностью заменить Россию как торгового партнёра Германии — сейчас РФ на 38-м месте по объёмам экспорта в ФРГ, тогда как Казахстан — на 45-м, а Узбекистан — на 87-м. Такие небольшие рынки, как Таджикистан и Туркменистан, немецких бизнесменов не интересуют вовсе. Поэтому эффект от взаимодействия с Германией для стран Центральной Азии будет разным — и Казахстан может извлечь наибольшую выгоду из этого перспективного сотрудничества.

Логистика
Фото: Elements.envato.com

Внимание Германии к Казахстану обусловлено проблемами, с которыми пытается совладать немецкая экономика. Некогда ФРГ была экономическим локомотивом Евросоюза, но в последние годы стала аутсайдером — не в последнюю очередь из-за того, что сильно полагалась на поставки российского газа. «Перезапуск» экономики, о котором объявил Олаф Шольц, может потребовать ресурсов, которые есть в Центральной Азии.

«Хотя „Новый Казахстан“ Токаева, как он сам называет свои политические и экономические реформы, в плане демократизации выглядит во многом так же, как старый Казахстан, политика Токаева нацелена на улучшение делового и инвестиционного климата. GTAI, национальное агентство Германии по внешней торговле, отмечает этот факт как возможность [для немецкого бизнеса. — Orda]. В то же время GTAI указывает, что слабое верховенство закона, бюрократия и коррупция — угрозы немецкому бизнесу в Казахстане. Главной возможностью называют потребность Астаны в модернизации и экономической диверсификации. Условия для строительства больших ветровых электростанций, солнечных панелей или заводов по производству „зелёного“ водорода выглядят особенно многообещающе», — пишет The Diplomat.

При этом GTAI предупреждает, что Казахстан испытывает дефицит квалифицированной рабочей силы в технологическом секторе и сильно зависит от России и Китая. Ещё одна сложность — транспортировка сырья из Казахстана в Германию, которая при нынешних логистических условиях невыгодна.

Но это означает, что немецкому бизнесу будет проще создавать предприятия по обработке сырья прямо в Казахстане. А намерения Казахстана привлечь иностранных инвесторов для развития аэропортов открывают интересные возможности с точки зрения логистики. Со стороны государства, которое обеспечивает 80 % торгового оборота между Германией и Центральной Азией, эта инициатива выглядит очень перспективно.

Деловое сотрудничество
Фото: Elements.envato.com

До сих пор промышленники Германии не проявляли интереса к богатейшим ресурсам Казахстана, хотя остро нуждаются в меди, графите, кобальте и литии. Сейчас они пытаются наверстать упущенное. В 2022 году HMS Bergbau стала первой немецкой компанией, получившей большинство долей в казахстанской корпорации по разведке и добыче лития, кобальта, тантала и никеля. Сейчас корпорация планирует вложить 700 млн долларов в добычу лития в Восточно-Казахстанской области — и геологоразведка уже началась.

Ещё одна возможность, которая открывается для немецкого бизнеса в Казахстане, — добыча редкоземельных металлов и редких ресурсов. Сейчас Казахстан производит 19 из 34 критически значимых видов сырья, востребованных в Евросоюзе, на 79 % обеспечивает Европу фосфором и остаётся одним из ключевых поставщиков титана. Но в перспективе этот список может расшириться. Неслучайно в Казахстане формируют литиевый консорциум с участием немецкой Knauf Gruppe.

Коллаж Orda.kz
«Для Казахстана это тоже новая глава, потому что добыча лития в стране была на зачаточной стадии. В советские времена данные о запасах лития были засекречены, и с того времени никаких комплексных исследований не проводили», отмечают авторы The Diplomat.

Редкие металлы и сырьё — не единственное, что привлекает германский бизнес в Казахстане. Недавно анонсированный проект «Сделано в Казахстане с немецким качеством» демонстрирует, что Астана заинтересована в инвестициях из ФРГ и готова предложить не только сырьевой экспорт, но и производство собственной продукции — качественной и востребованной за рубежом. Кроме того, немецкие инвестиции в сферу энергетики могут вывести Казахстан в лидеры по производству «зелёного» водорода, хотя у этого амбициозного проекта есть ограничения, обусловленные скудостью водных ресурсов Казахстана и отсутствием потребности на внутреннем рынке.

Редкоземельные металлы
Фото: Elements.envato.com

Так что в интересах Германии запрыгнуть в центральноазиатский инвестиционный поезд, где уже заняли комфортные места США, Великобритания, страны ЕС и даже Южная Корея. Вопрос в том, не станет ли политика помехой для решения экономических вопросов — и речь не только о ситуациях с возможным обходом антироссийских санкций.

«Есть ещё одна проблема, которая может стать испытанием для недавно возникшей любви Германии к Центральной Азии. Смогут ли страны региона противостоять сползанию в авторитаризм и вместо этого развивать свободную рыночную экономику, которая более надёжна, чем российская или китайская?» задаются вопросом авторы статьи.

Пока Казахстан привлекает одних инвесторов, других он отпугивает — причём как раз нерыночным подходом к регулированию бизнеса. Недавно стало известно, что китайские инвесторы, работающие в свободной экономической зоне в Туркестанской области, могут уйти из страны в связи с резким повышением тарифов на электроснабжение.

Читайте также:

Лента новостей

все новости