Корейцы хотят добывать литий в ВКО, а что получит Казахстан?

cover Фото: Freepik.com

Недра Казахстана богаты нефтью, ураном, золотом. Но есть ресурсы, которые в перспективе не менее важны и при этом до сих пор игнорируются казахстанскими промышленниками. Какую выгоду может принести нашей стране добыча лития и редкоземельных металлов, выясняла Orda.kz

Нераскопанный потенциал

В начале марта Корейский институт геонаук и минеральных ресурсов (KIGAM) сообщил о планах по разработке перспективного литиевого месторождения на востоке Казахстана. Геологи из Южной Кореи с 2023 года изучали участок площадью 1,6 квадратных километра по запросу правительства Казахстана.

Стоимость обнаруженных запасов лития корейские учёные оценили примерно в 15,7 млрд долларов. KIGAM планирует подать заявку на право проведения буровых работ, чтобы начать добычу лития в этом районе с 2025 года.

Новость о том, что корейские геологи готовы добывать казахстанский литий, — поворотный момент. Богатый литиевый потенциал РК почти не исследован. Ещё пять лет назад в Казахстане изучали потенциал добычи лития и даже начали геологоразведку на перспективных месторождениях. В 2022 году Касым-Жомарт Токаев на встрече с общественностью Жетысуской области подчеркнул, что стране нужно инвестировать средства в разработку запасов лития, объём которых тогда оценивали в 50–100 тыс. тонн. Но, несмотря на указание президента, Казахстан до сих пор не представлен на мировом литиевом рынке.

Литий
Литий. Фото Wikimedia Commons (CC BY 3.0)

 В АО «Национальная геологическая служба» отмечают, что реальный потенциал разработки литиевого месторождения на востоке Казахстана зависит от нескольких факторов, включая доступность необходимых технологий, экономическую эффективность проекта, спрос на литий на мировых рынках. Поэтому радоваться рано — надежды на миллиардные прибыли, которые сулит Казахстану новое месторождение, могут не оправдаться.

«Учитывая, что KIGAM выразил заинтересованность в разработке месторождения, можно предположить, что у него есть определённые технологические возможности и финансовые ресурсы для проекта. Однако оценка реального потенциала требует более подробного изучения геологической структуры месторождения, его размеров, качества руды, а также анализа экономических и экологических аспектов добычи», — отметил первый заместитель председателя правления АО «Национальная геологическая служба» Айбек Ижанов.

То, что задание по геологоразведке месторождений в ВКО корейским учёным давало правительство РК, внушает надежду на развитие литиевой промышленности в стране. Но кто будет «собирать сливки» с предприятия? Какую долю получат корейские инвесторы? Не уйдёт ли вся прибыль от продажи лития за рубеж? На эти вопросы предстоит ответить при подготовке проекта.

«Нашумевшая новость о новом месторождении лития в Казахстане с предварительной оценкой в 15,7 млрд долларов, которое собираются разрабатывать корейские партнёры, и статистика продаж электрокаров, батареи которых содержат этот металл, будоражат умы казахстанцев. Однако возникает справедливый вопрос: кто же получит выгоду от предприятия, а главное — какую? На мой взгляд, вопрос прибыли Казахстана зависит напрямую от соглашения, которое будет заключено с корейскими инвесторами: будет ли это совместное или долевое предприятие при условии максимального вовлечения в работу местных ресурсов, экспертизы и рабочей силы»,говорит политолог, эксперт по международным отношениям Ануар Бахитханов.

По словам Айбека Ижанова, прибыль, которую Казахстан может получить от эксплуатации месторождения в ВКО, будет зависеть от цен на литий на мировых рынках, объёмов добычи, налоговой политики и ряда других факторов. Но, по предварительной оценке, она может быть высокой.

«Можно предположить, что потенциальная прибыль для страны может быть значительной, если проект будет успешно реализован. Однако точные цифры требуют определения рентабельности разведанных запасов полезных ископаемых по стандарту KAZRC, который является основанием для постановки их на государственный учёт запасов полезных ископаемых РК. По результатам может быть дана реальная оценка месторождения», пояснил Айбек Ижанов.

Металл будущего

Литий не случайно называют нефтью XXI века. Как отмечает портал Energyprom, спрос на этот металл по всему миру стремительно растёт. Главная причина — бум производства электромобилей и развитие экологически чистых технологий с применением литиевых аккумуляторов. Помимо этого, литий используют в ядерных реакторах, металлургии, химической промышленности и даже медицине (для производства антидепрессантов).

Литиевая батарейка
Литиевая батарейка. Фото Wikimedia Commons

 В 2022 году объём мирового рынка лития оценивали более чем в 52,1 млрд долларов, а к 2030 году, по прогнозам, он достигнет почти 194,2 млрд долларов. Поэтому чем раньше Казахстан начнёт извлекать прибыль из «литиевой лихорадки», тем лучше.

По данным Национальной геологической службы РК, балансовые запасы оксида лития по РК составляют около 75,6 тыс. тонн. На государственном балансе в ВКО числятся шесть природных месторождений с запасами оксида лития и одно техногенное — Маралушенское хвостохранилище.

Казахстанские литиевые месторождения — коренные, то есть металл в них формируется за счёт геохимических процессов в земной коре. При этом в мире литий добывают в основном из минерализованных рассолов (рап) на озёрах и солончаках. Потенциал такой добычи в Казахстане тоже есть. В этом плане перспективны район высыхающего Аральского моря, Чу-Сарысуйские солончаки, солёные озёра Павлодарского Прииртышья и весь Прикаспий. Сейчас, признают эксперты, добыча полезных элементов на солевых полях в Казахстане остаётся на низком уровне, а само это направление почти не изучено, но очень перспективно для развития литиевой промышленности в стране.

«Вопрос разработки казахстанскими предприятиями лития, уверен, должен вестись, несмотря на неразвитость промышленности по переработке лития. Так как литий является стратегически важным ресурсом, контроль в этой сфере обязывает руководство страны подойти к вопросу с максимально выгодной позиции, отвечающей национальным интересам», — говорит Ануар Бахитханов.

Но нельзя забывать и о подводных камнях. Главная проблема в том, что сами по себе природные богатства Казахстана никакой прибыли стране не приносят. Литий нужно не только найти и оценить потенциальный объём его запасов, но и добыть. А для этого требуется строить предприятия.

Добыча лития в США
Добыча лития в США. Фото Wikimedia Commons (CC BY SA 2.0)

Это длительный и дорогостоящий процесс: до начала фактической разработки вновь открытых месторождений лития порой проходят годы, а стоимость такого проекта может доходить до 90 млн долларов. Energyprom отмечает, что лишь четверть разведанных запасов лития по всему миру экономически целесообразно добывать. И важно, чтобы казахстанские месторождения относились к тем самым выгодным 25 %.

При разработке казахстанских запасов лития возникнет и вопрос, как обеспечивать экологическую безопасность и не придётся ли переселять жителей ближайших населённых пунктов (как это недавно произошло с посёлком Аксу в Акмолинской области, где добывают золото).

Наконец, потребуется решить проблему сбыта. Казахстанской промышленности литий сегодня не требуется — а значит, весь добытый металл будет уходить на зарубежные предприятия со всеми вытекающими расходами на логистику.

Неземные богатства

Литий — не единственный ценный металл, которым богаты недра Казахстана. Ещё одно перспективное направление, которое при грамотном подходе может принести стране сверхприбыль, — добыча редкоземельных металлов.

Редкоземельными называют 17 химических элементов: скандий, иттрий и 15 лантаноидов. Нельзя сказать, что они действительно очень редко встречаются на земле, но значимость их с каждым днём всё выше. Скандий, иттрий и лантаноиды используют при производстве электроники, лазерных элементов, высокопрочного стекла, автомобилей, турбин, а также в качестве катализаторов. Востребованность этих металлов растёт. Страны, которые смогут наладить масштабную разработку редкоземельных месторождений, извлекут из этого триллионные прибыли.

Самородок скандия
Самородок скандия. Фото Wikimedia Commons (CC BY SA 4.0)

По мнению американского эксперта Хавьера Пьедры, у Казахстана есть отличные шансы не только включиться в редкоземельную гонку, но и потеснить Китай, который сегодня получает наибольшую выгоду от растущего спроса на скандий и иттрий. Европейские и американские инвесторы сейчас активно ищут альтернативные пути импорта редкоземельных металлов — и присматриваются к Казахстану.

Эксперт указывает, что о редкоземельном потенциале Казахстана было известно ещё в 2010-х. Тогда инвесторы предпочли развивать бизнес в Китае. В результате США стали полностью зависимы от импортных поставок редкоземельных металлов, а Евросоюз ввозит из Китая 98 % потребляемых скандия и иттрия. Из-за политических трений между западными странами и КНР ситуация может измениться — и тогда зарубежные инвесторы наконец придут в Казахстан.

«Западные правительства должны определить альтернативных поставщиков, включая Казахстан, чтобы снизить возможные риски для инвесторов и вероятность перебоев с поставками»,считает Хавьер Пьедра.

Казахстан всерьёз заинтересован в разработке своих богатых месторождений и не скрывает, что открыт для предложений западных инвесторов. Переговоры идут на высшем уровне. Касым-Жомарт Токаев лично обсуждал этот вопрос с Эмманюэлем Макроном во время визита французского президента в Астану, а диалог с Казахстаном по критически важным минералам в начале 2024 года инициировал президент США Джо Байден. Интерес к казахстанскому литиевому потенциалу проявляет Германия. Так что прогноз американского эксперта правдоподобен — с приходом больших зарубежных инвестиций РК вполне может составить конкуренцию Китаю. Но при этом придётся учитывать международные интересы государства.

По словам политолога Ануара Бахитханова, главное — чтобы богатства казахстанских недр приносили выгоду в первую очередь стране и её населению, а не только иностранным промышленникам.

«Так как мы являемся страной, богатой редкоземельными металлами и не только, наш вектор должен быть ориентирован на разумное сотрудничество и диалог между заинтересованными сторонами — в нашу пользу, а не в убыток. Это и есть наилучшая стратегия, которая может быть достигнута за счёт чуткого управления и контроля со стороны вышестоящего руководства страны», отмечает Ануар Бахитханов.

Решать, как использовать металлы на триллионы долларов, которые ждут своего часа в земле Казахстана, предстоит правительству. И остаётся надеяться, что оно примет правильные решения.

Читайте также:

Лента новостей

все новости