Закручивание гаек: как на протяжении 20 лет власти Казахстана усложняли жизнь водителям авто

cover Коллаж: Orda.kz

Предложение Минздрава о лишении водительских прав за отсутствие ОСМС  уже почти две недели беспокоит автовладельцев. Водители выступают против, но руководителю ведомства Ажар Гиният это не мешает настаивать на своём и оправдывать идею международным опытом. А пока это всё-таки просто предложение, даже не задокументированное, Orda.kz вспомнила, как ещё на протяжении последних 20 лет власти усложняли жизнь автовладельцам РК.

Давно застрахованы

Но для начала всё-таки вернёмся к предложению Ажар Гиният, озвученному 18 октября. На вопрос журналистов по поводу лишения прав за отсутствие ОСМС она ответила:

«Это мировая практика. Во многих странах: Германии, Норвегии, Великобритании – во всех развитых странах требуют: если хотите получить водительские права, нужна медстраховка. Заезжаете в страну без медицинской страховки – вас никто не примет».
Ажар Гиният. Фото: Правительство РК. 

 На самом деле в перечисленных министром странах обязательная медстраховка именно для водителей отсутствует, есть требование о подтверждении нормального состояния здоровья, в первую очередь – зрения. Просто в Германии, к примеру, система вообще построена так, что медстраховка является строго обязательной – от неё не получится отказаться. И следят за этим гораздо строже, чем в Казахстане. Но получения, а уж тем более лишения водительских прав, это никак не касается. И уж тем более это нельзя сравнивать с обязательной медстраховкой при въезде в страну. Это вещи совсем из разных опер.

К тому же в Казахстане уже 20 лет как существует другая обязательная страховка. В 2003 году в РК ввели страхование автомобилей: обязательное – ОГПО ВТС, и добровольное – КАСКО. Сделано это было для того, чтобы навести порядок и избавиться от автоподстав, когда потерпевшая или якобы потерпевшая сторона требовала деньги с виновника аварии. И можно сказать, это было одно из первых решений властей, которые усложнили жизнь автовладельцам. Хотя, конечно, в первую очередь они усложнили жизнь автоподставщикам.

Праворульная эпопея 

В 2006 году МВД решило полностью запретить ввоз и регистрацию праворульных автомобилей в Казахстан. Как оказалось, это было началом долгой эпопеи, которая длится уже 17 лет. 
Ввести запрет на ввоз и регистрацию праворульных машин планировалось с 2007 года. В МВД объясняли это тем, что якобы из-за праворульных машин совершается слишком много аварий. 
В ответ на это в городах РК начались массовые акции протеста со стороны владельцев праворулек. На тот момент это был едва ли не самый частый вид легкового транспорта.

Многим казахстанцам тогда не по карману был даже российский автопром, а вот подержанные «японки» – вполне.

В итоге акции протеста возымели действие, хоть и частичное – в МВД отозвали законопроект, а в РК запретили только ввоз праворульных машин. 

Фото: elements.envato

 Затем к теме авто с правым рулём возвращались ещё не раз. Например, в 2010-м, после создания Таможенного союза, их ввоз разрешили. В 2018 году их регистрацию снова запретили. Но ввоз их никуда не делся. Это породило эффект так называемых «воздушных» машин, когда автомобиль есть, он ездит по дорогам, но зарегистрировать его нельзя.

В итоге в конце прошлого года было объявлено – с 23 января по 1 июля 2023 года провести легализацию незарегистрированных машин ввезённых в Казахстан, в том числе и праворульных.

Их владельцам нужно было заплатить за это 200 тысяч тенге. Хотя и здесь процесс прошёл не без сбоев. Автовладельцы периодически жаловались  на проблемы с работой специально созданных для этого ЦОНов. 

А в конце августа 2023 года в Казахстане снова предложили запретить ввоз праворульных машин, правда, всего на полгода. Публичное обсуждение документа закончилось ещё в сентябре, но новой информации о запрете пока не поступало.

Иностранный утиль

С темой праворульных машин тесно связаны и две другие кейсы «закручивания гаек» – это утильсбор и запрет машин с иностранными номерами. 

Утилизационный сбор ввели в Казахстане в 2016 году. Суть его заключается в том, что у ввезённого в страну автомобиля рано или поздно закончится ресурс и его нужно будет утилизировать. На это и собирается определённая плата. В Казахстане она составляет 50 МРП, помноженные на определённую цифру в зависимости от объёма двигателя – для легковых, на тоннаж – для грузовиков, а для тракторов и сельхозтехники – на мощность двигателя.

Например, для легковушек с двигателем от 1001 до 2000 кубических см плата сейчас составляет 603 750 тенге, а для комбайна с мощностью двигателя более 400 л.с. – 7 762 500. 

Сейчас к утильсбору все уже привыкли, но, когда его вводили, он тоже стал поводом для акций протеста. Возмущались как простые автовладельцы, так и дилеры, ввозившие авто. Правда, по итогу это ни к чему не привело – вот уже семь лет как гражданин, купивший машину за границей, платит утильсбор. Кстати, тогда это тоже объяснялось международной практикой, но тут придраться не к чему – подобный сбор действительно существует во многих странах мира. 

А в 2020 году в РК ввели запрет на автомобили с иностранными номерами. Чаще всего это были авто, купленные в России, Кыргызстане или Армении. В том числе те самые праворульки. Поводом стало то, что эти машины не были зарегистрированы в Казахстане, и когда их владельцы нарушали ПДД или попадали в аварию, то найти хозяина было невозможно.

В некоторых городах машины с иностранными номерами даже вывозили на штрафстоянки, а водители снова протестовали, требуя не запрещать, а разрешить нормальную регистрацию. И та самая полугодовая легализация 2023 стала фактически компромиссом в противостоянии водителей и властей. В итоге на регистрационный учёт было поставлено более 200 тысяч машин, включая конструкторы.

Шины, налоги и платные дороги

Принимали казахстанские власти и меры, которые вызывали негативную реакцию не у всех автомобилистов

В 2013 году в РК появились первые платные дороги. Часть автомобилистов эту идею одобрила, но у кого-то она вызвала возмущение. Позиция противников была такова – сначала сделайте дороги в Казахстане нормальными, а потом уже платными. Причём как только стоимость проезда по частным дорогам повышается, голоса недовольных слышатся с новой силой. Например, в 2021 по этому поводу протестовали дальнобойщики в некоторых городах страны. Но цены не снижаются, а платных дорог становится только больше. Например, открытая в этом году БАКАД стала именно платной. 

 

С 2015 года, согласно требованиям Таможенного союза, в Казахстане ввели обязательную смену шин с зимних на летние и обратно. Тех, кто не сменит шины, ждёт штраф – 5 МРП (17 450 тенге).

Это правило ввели, чтобы снизить аварийность. Возмущений по поводу шин не было. Разве что из года в год в сети можно встретить недоумение – зачем переобуваться автомобилистам из Шымкента, Кызылорды, Мангистау, где зимой и снега-то может не быть.

А примерно с 2018-2019 годов в Казахстане периодически используют такую меру воздействия, как эвакуация на штрафстоянку неплательщиков транспортного налога. Периодически, потому что системой это так и не стало. То тут, то там полиция, налоговая и судебные приставы проводят «эвакуационные» рейды. В недавнем интервью Orda.kz председатель Независимого союза автомобилистов Эдуард Эдоков выразил мнение, что с неплательщиками лучше бороться другими методами. Например, блокировкой банковских счетов. 

Топливная гайка

Косвенно к усложнению жизни для автомобилистов можно отнести и постоянный рост цены на топливо. Она растёт из года в год, хотя фактически власти здесь ни при чём. Свою роль играет инфляция. Но всё также из года в год водители возмущаются подорожанием топлива. Например, минувшей весной акции протеста против роста цен устраивали дальнобойщики, выстраиваясь на грузовиках вдоль обочин.

Ну, а каким был самый мощный протест против подорожания топлива, напоминать не стоит. Ведь именно с возмущения в Мангистау новой ценой на сжиженный газ начался Кантар. 

Между тем регулярно поднимается тема выравнивания стоимости автомобильного топлива во всех странах ЕАЭС. У водителей РК это вызывает лёгкую нервозность, потому что в России тот же сжиженный газ заметно дороже, чем в Казахстане.  Но пока это только на уровне разговоров. Вряд ли в Казахстане резку поднимут цену на топливо. Слишком свежо ещё в памяти то, как в 2022 году сорвало «топливную гайку» и к чему это привело.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости