Никто в здравом уме не поддержит – эксперт об идее Минздрава лишать прав водителей без ОСМС

cover Коллаж: Orda.kz

На прошлой неделе министр здравоохранения РК Ажар Гиният высказала идею – лишать прав автомобилистов без ОСМС. Объяснила она это тем, что фонд медстрахования не получает много денег, что может привести к тому, что он не сможет исполнять свои обязанности.

Ожидаемо, что реакция на предложение Гиният со стороны автомобилистов была негативной и часто весьма эмоциональной. Orda.kz попросила дать экспертную оценку идее Минздрава председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова. 

Театр абсурда 

К идее лишать прав за отсутствие ОСМС Эдуард Эдоков относится негативно и называет её абсурдной. 

«Я не понимаю, какая связь между медицинской страховкой и автомобилем. У нас в законе «О безопасности дорожного движения» нет никаких требований, что обязательным документом должна быть медстраховка. С таким же успехом можно запретить ездить на автомобиле без флюорографии», - говорит Эдоков. 

Эдоков шутит, что если свои требования к водителям начнёт выставлять Минздрав, то почему бы так же не поступить и другим ведомствам. 

«Министерство образования скажет: «нельзя садиться за руль без диплома о высшем образовании». Минсельхоз придумает что-то своё. То есть это превращается в какой-то театр абсурда. При каких обстоятельствах нельзя садиться за руль – чётко указано, и медицинская страховка к этому не имеет никакого отношения. И думаю, никакой здравомыслящий человек предложение Минздрава не поддержит», - считает эксперт.
Эдуард Эдоков. Фото: Facebook Эдуарда Эдокова.

 Он напоминает, что в Казахстане очень много самозанятых, которые не заключают договор ОСМС. Эксперт не понимает, почему из-за этого они должны лишиться водительских прав. 

«Я понимаю, что Минздрав хочет всех охватить медицинским страхованием, но на мой взгляд нужно выбирать какие-то более разумные методы», - говорит Эдоков. 

Но если даже идею Минздрава воплотят в жизнь, то руководитель ассоциации не понимает, как будут отслеживать тех, у кого из водителей есть ОСМС, а у кого нет. 

«Получается, полиция должна будет останавливать каждого автомобилиста, чтобы это выяснить? Но по закону полицейский может вас остановить, если вы ничего не нарушали, только в нескольких случаях. Например, если ваш автомобиль похож на тот, что проходит по ориентировке, или если введён план «Перехват». В остальных случаях вас могут остановить, только если вы являетесь нарушителем», - говорит Эдоков. 

Полицейский – не налоговик

Теоретически незарегистрированных в ОСМС водителей могут отслеживать таким же способом, каким выявляют неплательщиков транспортного налога. Патрульная полиция с помощью программы "Қорғау" вычленяет их из транспортного потока, после чего автомобили отправляются на штрафстоянку. Периодически появляется информация о том, что прошли рейды с последующей эвакуацией авто на штрафстоянку. Например, в августе этого года такое было в Астане, Алматы и Караганде. В прошлом году масштабный рейд полиции, налоговиков и приставов проходил в Шымкенте

Хотя к такому «отлову» у Эдуарда Эдокова тоже отношение неоднозначное. С тем, что транспортный налог нужно платить, а неплательщиков наказывать, специалист ни в коем случае не спорит. Но к методам, с помощью которых собирают транспортный налог, у него есть вопросы.

Фото: elements.envato

 Во-первых, по его мнению, если уж использовать эвакуацию автомобилей, то не с помощью редких точечных рейдов. 

«Я думаю, что если провести в нескольких регионах показательные акции с массовой эвакуацией и широко их осветить, то неплательщики быстро побегут всё платить. Я считаю, такая «показательная порка» поможет сократить недоимку», - говорит Эдоков.

При этом Эдуард Эдоков не боится, что штрафстоянки от такой акции переполнятся, потому что владельцы авто начнут их довольно быстро забирать назад. 

Но у него всё равно остаётся вопрос: должны ли в этом процессе участвовать полицейские, основная функция которых следить за безопасностью дорожного движения. По его мнению, сбор налога не входит в компетенцию министерства внутренних дел.

«Безопасность дорожного движения и транспортный налог – это две разные вещи. И полиция не должна обеспечивать безопасность путём эвакуации автомобилей неплательщиков. Если кто-то не заплатил налог, то принудить его к выплате должны налоговые органы – тем или иным законным способом», - говорит эксперт.

И, по его мнению, один из самых действенных способов – это тотальная блокировка банковских счетов неплательщика. Во-первых, это отнимает намного меньше времени и ресурсов. Во-вторых, становится настоящим бедствием для современного казахстанца, особенно из большого города, где все привыкли к безналичной оплате. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости