Подпольная станция: почему заряжать электрокары в подземных паркингах Казахстана до сих пор запрещено?

cover Коллаж: Orda.kz

По официальной статистике сейчас в Казахстане насчитывается более четырёх тысяч электрокаров. Среди легковых авто это пока ещё всё равно капля в море. Но с каждым годом эта капля становится всё больше. Но возможно, электромобили в РК пользовались бы ещё большей популярностью, если бы не разногласия в законодательстве, которое касаются станций зарядки. На одно из них обратил внимание читатель Orda.kz, а журналисты обратились за разъяснениями к экспертам.

Станции разрешено, заряжать нельзя

Момент, на который обратил внимание читатель Orda.kz, касается установки станций подзарядки в подземных паркингах жилых комплексов. По его мнению, энергоснабжающие организации нарушают закон, выдавая разрешение на их установку, потому что противопожарные правила, действующие в РК, это запрещают. И так как читатель – житель южной столицы, то главным нарушителем в этом случае он называет «АлматыЭнергоСбыт». Но, как оказалось, всё немного сложнее.

Во-первых, сразу исключим из этого уравнения «АлматыЭнергоСбыт». Эта организация вообще здесь ни при чём. Если говорить непосредственно про мегаполис и Алматинскую область, то разрешения на установку станций подзарядки в ЖК выдаёт либо «Алатау Жарык Компаниясы», которая обслуживает большую часть жилых домов в Алматы и области. Либо другие компании, отвечающие за поставку электроэнергии. И никакого закона они при этом не нарушают.

Фото: elements.envato.com

На нашу просьбу прояснить ситуацию, из АЖК прислали правила оборудования электроустановок, к которым и относятся станции подзарядки. Чтобы её установить, нужно получить добро от других потребителей и технические условия от энергопоставляющей организации. На электроустановку делается отдельный счётчик и в принципе она может использоваться. Но!

Параллельно с ППЭЭ РК существуют правила пожарной безопасности, утверждённые МЧС 21 февраля 2022 года. В них есть пункт 1080, в котором сказано:

«В боксах, паркингах, помещениях для стоянки транспортных средств, помещениях производственных гаражей, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта не допускается подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортных средствах, а также в неприспособленных для этих целей помещениях".

Стало быть, установить зарядную станцию в паркинге можно, а вот заряжать с её помощью электрокар нельзя. Если ситуация кажется вам странной, то с вами согласятся автоэксперты, которые уже несколько лет добиваются изменения в законодательстве.

Как ноутбук, только больше

Один из них – это управляющий партнёр AR Group LTD, автоэксперт Михаилс Кветнис. Он считает сложившуюся сейчас ситуацию с зарядными станциями довольно абсурдной, потому что, по его словам, аккумулятор в современном электрокаре никакой угрозы для пожарной безопасности не представляет.

«В паркинге можно заряжать телефон или ноутбук. В них стоит точно такой же литий-ионный аккумулятор. Какова вероятность, что они загорятся? В Казахстане за всё время использования электрокаров была буквально пара случаев возгорания электромобилей. И то, это было на заре их использования пять или шесть лет назад. Случаев возгорания во время зарядки не было вообще. Электрокар в этом плане намного безопаснее, чем автомобиль с бензиновым двигателем», - говорит Кветнис.

С тем, что потушить литий-ионный аккумулятор сложно, эксперт согласен. Но, по его словам, добиться того, чтобы батарея в современном электрокаре загорелась, ещё сложнее.

Михаилс Кветнис. Фото из личного архива. 
«Не все литий-ионные аккумуляторы одинаковы. У литий-никель-марганец-кобальтовых аккумуляторов при механическом повреждении может возникнуть так называемый саморазгон и возгорание. Правда, его для этого нужно гвоздём ковырять. Но литий-железо-фосфатные аккумуляторы, на которые сейчас массово переходят производители, особенно китайские, вообще не пожароопасны», - утверждает Михаилс Кветнис.

Через запятую 

По словам эксперта, в соседних государствах рассогласованность в законодательстве, подобную той, что существует в РК, уже устранили. Заряжать автокары в подземных паркингах можно и в Узбекистане, и в России, уж не говоря про Китай, который сейчас является одним из основных производителей электромобилей.

Примечательно, что в РФ новые правила были разработаны ещё в 2021 году, а в силу вступили с 1 марта 2022, спустя неделю, после одобрения тех самых правил пожарной безопасности в РК.

В России для этого разработали отдельные нормативы для подземных парковок. Там, к примеру, прописано, что зарядные станции нельзя оборудовать ниже первого уровня, чтобы не усложнять задачу пожарным. А если станций на паркинге более 10, то они должны быть разбиты на сектора.

Что-то подобное дилеры и владельцы автокаров призывают сделать и в РК. Или как минимум коротко прописать в правилах пожарной безопасности. 

«Туда можно просто через запятую дописать: «за исключением штатных тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы». Мы уже обращались с таким обращением в МЧС, но как видим, пока ничего не поменялось», - говорит Михаилс Кветнис.

А чтобы уменьшить вероятность пожара, Кветнис предлагает как вариант ограничить мощность станций. К примеру, бытовыми 220 вольт. 

При этом, в ответе МЧС, который есть в распоряжении Orda.kz, говорится, что ведутся работы по изменению законодательства . И даже указали конкретные предложения, которые поступили от Минторговли:

  •  Установить требования к электрозарядным станциям;
  •  Предусмотреть отдельные требования, учитывающие необходимую нагрузку электроэнергии при единовременной зарядке.

     Но пока эти изменения не внесены, нужно пользоваться действующими нормами. А они зарядку запрещают. 
«Я думаю, что в МЧС просто кому-то не хватает смелости взять на себя ответственность и принять эти изменения. Как только такой смелый человек найдётся, то всё сдвинется с мёртвой точки», - считает эксперт.

Пока же ЖК с подземными паркингами делятся на две категории. Одни отказываются от установки зарядных станций, как раз таки ссылаясь на правила пожарной безопасности. Вторые разрешают их ставить, но владельцы автокаров, подзаряжающие свои «лошадки», с точки зрения закона РК, являются нарушителями.

Михаил Кветнис уверен, что изменения законодательства не за горами. Потому что, примеры того, как они таких изменений добивались, уже есть.

«На данный момент зарядкой электрокаров пока нельзя заниматься в качестве бизнеса. Такой деятельности нет в списке кодов экономической деятельности – ОКЭДов. И чтобы продавать услугу зарядки, нужна лицензия на продажу электроэнергии. Но таких компаний у нас очень мало. Чаще всего продаётся услуга парковки, где зарядка ограничена по времени. В России код для зарядки, как бизнеса, прописан с 2020 года. Мы с октября 2021 года добивались, чтобы зарядку внесли в список ОКЭД. И смогли это сделать! С 1 января 2024 зарядкой электрокаров можно будет заниматься в качестве бизнеса», - говорит Михаилс Кветнис.

Следующий шаг, по его словам, это отмена запрета на зарядку электрокаров в подземных паркингах.  

Читайте также: 

Лента новостей

все новости