Почему Министерство здравоохранения игнорирует проблемы людей с психическими расстройствами

cover Фото: Orda.kz

В конце сентября министр здравоохранения Акмарал Альназарова проверила ключевые медучреждения Алматы. Судя по отчётному пресс-релизу, всё прошло замечательно. У редакции Orda.kz в связи с этим возникло множество вопросов. Визит проходил на фоне громкого судебного процесса, в котором фигурируют высокопоставленные врачи — три заведующих отделениями центров психического здоровья города и области. Мы направили в Минздрав большой запрос, в котором поинтересовались, что предприняло ведомство, когда стало известно о шокирующем уголовном деле, как министерство проверяет психиатрические лечебницы, какой отбор проходят врачи, чтобы работать с самыми незащищёнными и уязвимыми людьми общества. В ответ мы получили возмутительную отписку.

На перечень из семи вопросов Минздрав просто сказал, что во время «проведения досудебного расследования не допускается разглашение имеющихся в деле сведений». Вся страна при этом в курсе, что досудебное следствие давно завершилось и уже идёт суд. Но не профильное министерство. 

Мы знаем, как работает система официальных запросов: вышестоящие органы, например, Администрация президента, спускает вниз жалобы именно тем чиновникам, на кого они поступают. И ответы, как правило, готовят те самые «провинившиеся». Так и в нашей ситуации можем предположить, что ответ на письмо Orda.kz был сформулирован не в Министерстве здравоохранения, а в самом ЦПЗ на Каблукова. Ведь наш журналист до этого ходила туда, пыталась поговорить с руководством центра и получила именно такое же «разъяснение»: идёт следствие, пишите официальное письмо через E-Otinish. 

Центру выгодно, чтобы его не трогали. Ведь суд пройдёт, шумиха стихнет, люди всё забудут и в мрачном болоте по-прежнему будет тихо и спокойно. Но нам не ясны действия чиновников из Астаны. Разве это не их прямая обязанность — строго проверять подконтрольные им учреждения?

Мы понимаем, что традиционно люди с ментальными нарушениями всегда были на задворках социальной жизни. Общество вообще не хотело бы знать об их существовании, не то что защищать и отстаивать их интересы. Реакция Министерства здравоохранения на наши вопросы подтверждает пренебрежительное отношение к пациентам психиатрических клиник на государственном уровне. 

Больше 10 лет данные об одиноких мёртвых и живых пациентах алматинской «психушки на Каблукова» сотрудники больницы передавали мошенникам, которые незаконно переоформляли и продавали недвижимость этих несчастных людей. Предполагаемые члены ОПГ похищали больных, а некоторых и убивали. Всё это происходило под носом у правоохранительных органов и городской администрации Алматы. Не исключено, что в других городах Казахстана работают похожие ОПГ, используя такие же схемы. 

Всего в нашей стране, по данным Бюро национальной статистики, 51 психоневрологическое медико-социальное учреждение, 77 первичных центров психического здоровья, также при необходимости больным с психическими заболеваниями оказывают помощь в многопрофильных больницах, есть скорая специализированная психиатрическая помощь, отдельно работают Республиканский научно-практический центр психического здоровья (РНПЦПЗ) и Психиатрическая организация специализированного типа с интенсивным наблюдением (ПОСТИН). В общей сложности в Казахстане больше 130 медико-социальных учреждений (для взрослых), деятельность которых направлена на оказание помощи людям с психическими и поведенческими расстройствами.

Все эти организации в большей степени дотируются государственным бюджетом. И расходы эти с каждым годом увеличиваются. В последние годы в Казахстане растёт спрос на услуги психодиспансеров. Но показатели качества предоставляемых ими услуг, к сожалению, не улучшаются. Об этом ярко говорит та же статистика по суицидам. В 2023 году, по данным Wisevoter, Казахстан занял 19 место из 178 стран по количеству самоубийств на душу населения. 

А случай с пациентом столичного ЦПЗ, который покончил жизнью в отделении неврозов (как раз там, где ему должны были помочь) аккурат накануне Всемирного дня профилактики суицидов, в очередной раз подтверждает, в каком кризисе находится вся система. К слову, для руководства этой больницы смерть пациента обернулась лишь строгим выговором. Между тем, как рассказали нашему корреспонденту бывшие врачи ЦПЗ, в августе 2024 года из него уволились аж 15 сотрудников, в том числе два опытных психолога, специализировавшихся на суицидологии.

Что касается алматинского ЦПЗ на Каблукова, мы внимательно изучили сайт этой организации. В разделе «О ЦЕНТРЕ» есть вкладка «Миссия, цель и ценности». Вкратце ознакомим вас с этой страницей. Миссия ЦПЗ — «обеспечение психиатрической, наркологической помощи с высоким качеством и общей доступностью».

Дальше идёт просто набор высокопарных фраз, повторяющихся, но разными словами, местами даже не скреплённых смысловой цепью. Полагаем, что автор текста хотел сказать, что ЦПЗ выполняет свою миссию, руководствуясь такими принципами, как:

  • ориентированность на пациента — оказание высококачественных специализированных медицинских услуг;
  • максимальное удовлетворение потребностей пациентов;
  • уважение достоинства каждого пациента;
  • ответственность за свои поступки и за то, что происходит вокруг нас;
  • транспарентность — обеспечение прозрачности деятельности центра, доступ общественности к полной и достоверной информации (наши основные задачи и ценности направлены на служение людям и обществу);
  • конкурентоспособность — обеспечение конкурентоспособности на международном уровне, интеграция в международное научно-клиническое и образовательное сообщество;
  • преемственность — мы используем опыт, знания и достижения наших учителей, воспитываем верность принципам преданности профессии, взаимопомощи, доверия, уважения, поддержки, восприятия здоровой критики в достижении общей цели, в профессиональном, научном и образовательном развитии;
  • социальная ответственность — воплощение наших идей в реальность вносит вклад в социально-демографическое развитие страны, укрепляя основы прочного и стабильного общества;
  • академичность — мы способствуем формированию новой формации медицинских кадров и обеспечению процесса непрерывного образования на всех уровнях профессиональной деятельности;
  • финансовая устойчивость — обеспечение эффективной финансовой деятельности для дальнейшего развития.

В целях центра указано «оказание качественной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на уровне мировых стандартов».

Для выполнения миссии и достижения целей центр поставил перед собой стратегические задачи:

  • постоянно повышать качество оказания медицинских услуг, задействовав все имеющиеся ресурсы;
  • развивать качество и доступность высокотехнологичной медицинской помощи путём внедрения и использования новейших медицинских технологий;
  • улучшать оказание медицинской помощи за счёт проведения мастер-классов с участием ведущих специалистов, как из клиник ближнего, так и дальнего зарубежья;
  • постоянно развивать и укреплять свою материально-техническую базу;
  • регулярно проводить работу с кадрами, за счёт организации проводить первичную специализацию молодым специалистам.
«Первичной» ценностью ЦПЗ провозгласил здоровье и жизнь каждого человека. Среди других ценностей — ответственность перед каждым пациентом, конфиденциальность лечебного процесса и другое. 

Интересно, администрация учреждения и остальные сотрудники больницы читали эту вкладку?

Далее идёт большой раздел, охватывающий информацию о бюджетировании и детализированных статистических данных. Почему-то последние сведения в нём обновлялись в 2022 году. В разделе «Финансирование» мы прочитали, что Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центр психического здоровья» «финансируется из средств местного бюджета по комплексному тарифу, а также за счёт собственного дохода от оказания медицинских услуг на платной основе». 

Во вкладке «История центра» мы узнали, что нынешний директор Сапар Рахменшеев был назначен в 2018 году. То есть четыре года в период его руководства сотрудники ЦПЗ передавали данные о пациентах сомнительным лицам. До Рахменшеева эту должность занимали Куаныш Алтынбеков и Шайхасан Абесов. Уверены, что никто из этих главврачей не скажет, что был в курсе того, что делали подчинённые, как и семь сменившихся за 10 лет деятельности ОПГ министров здравоохранения. 
орда
Сапар Рахменшеев. Фото с сайта ЦПЗ cpzalmaty.kz

История, всплывшая в алматинском ЦПЗ, наглядно показала, что эти люди, страдающие психическими заболеваниями, никому не нужны. Их положение хуже заключённых. От них открестились все. Но ведь никто не застрахован от того, чтобы оказаться в рядах этих несчастных.

Читайте также:

Лента новостей

все новости