Суицид пациента в Центре психического здоровья Астаны: что происходит за закрытыми дверями?
В редакцию Orda.kz поступила информация, что в канун Всемирного дня предотвращения самоубийств в столичном Центре психического здоровья покончил с собой молодой мужчина. Редакция попыталась выяснить, как в учреждении, где человеку должны были оказать психическую помощь, случился суицид.
Что происходит в Центре психического здоровья?
Информацию о случившемся журналисту передали бывшие сотрудники центра, которые очень просили позволить им остаться анонимными.
«3 сентября в отделении неврозов в Центре психического здоровья покончил с собой пациент. В отделении, где должны были помочь. За август уволилось 15 сотрудников, в том числе два опытных психолога, специализировавшихся на суицидологии», сообщил источник.
Исходя из комментария, можно предположить, что в центре происходит что-то неладное, если за такое короткое время уволилось столько людей. Не говоря уже о суициде. Однако больше информации анонимный источник давать отказывался.
Позже всё-таки корреспонденту удалось получить дополнительную порцию сведений, которую бывший сотрудник изложил на листах бумаги вручную и передал через третьих лиц. Объясняя это тем, что очень боится раскрытия своей личности: мол, «несмотря на увольнение, можем пересечься в дальнейшем по работе». Корреспондент связался с бывшим сотрудником по телефону, который подтвердил, что является автором письма.
«Директор, получая зарплату больше одного миллиона тенге, начал с того, что зарплаты сотрудников решил урезать, снял доплаты практически у всех. (...) У всех сотрудников один вопрос: “Почему Койшин (директор центра — прим. авт.) сам получает зарплату больше миллиона, а сотрудникам урезает?” Он никем не дорожит. У нас нет мотивации работать. Я уволился. Именно поэтому, когда с тобой не считаются и заявляют, что “можешь уходить, придут другие”. Я так и сделал. Кто ещё не уволился, тот ищет, куда бы пойти. Проблема в том, что ЦПЗ — единственный центр такого профиля в городе. Идти в частную структуру не каждый хочет», написал бывший сотрудник.
Источник утверждает, что сейчас в центре нет психологов, суицидологов — уволились. Нет якобы и психотерапевтов в отделениях. А те, которые есть, работают то на половину, то на четверть ставки.
«Да и больные к нам уже не идут. Всегда была очередь на госпитализацию. А сейчас в наркологии всего 150 больных, а коек 250. Ходят слухи, что директор всё ведёт к тому, чтобы забрать это здание себе. Сейчас даже отделение для принудительного лечения переносит на правый берег. Словом, уволился и не жалею. Директора мы и не видели на работе. От силы часа три бывает. Потом уезжал. Никаких у нас конференций, праздников, даже в государственные праздники ничего не проводил, не поздравлял сотрудников, зато на должности назначает только своих, костанайских», отметили в письме.
По словам бывшего сотрудника, заместитель у Бахытжана Койшина — из Костаная, оттуда же и заместитель главы отделения, где произошёл суицид.
«Выбирает сотрудников не по профессиональным качествам, а по личной преданности. И ему ничего не будет. Он кичится своей личной дружбой с акимом города. Все это знают, поэтому и не видим перспектив на перемены. Будет только хуже, в центре и так каждый месяц ЧП», написали в письме.
Летом, как утверждает источник, в центре из окна выпрыгнул пациент 2010 года рождения. Другой пациент перерезал себе вены. Оба остались живы, но такие инциденты, по мнению бывшего сотрудника, недопустимы для медорганизации.
Одна из причин, почему сотрудники не предотвращают подобные действия пациентов, считает наш анонимный источник, отсутствие видеонаблюдения в реальном времени, которое по стандарту должно быть там.
Суицид пациента 3 сентября подтвердили в Минздраве. Для расследования управление здравоохранения столицы создало специальную комиссию. Суицид признали предотвратимым. Однако какие меры по нему будут принимать, в управлении ещё не решили.
«Мне никто на условия труда не жаловался»
Сам глава центра Бахытжан Койшин эту трагедию комментирует неохотно.
«Это было действительно у нас, да. Оценку этому даст служебное расследование. Я результатов не видел. Это произошло во время моего отпуска. Проверка проводилась также во время моего отпуска. Я хочу услышать оценку мониторинговой группы», сказал он по телефону.
По его словам, центр работает в соответствии с законами, и никто из сотрудников на условия труда не жаловался.
«Заработная плата установлена трудовым законодательством, нормативными актами. Мне лично по этому поводу недовольства не поступало. Если сотрудники мне этот вопрос зададут, я, конечно, готов на него ответить. Но таких вопросов мне не задавали», добавил он.
Увольняются же люди по собственному желанию, потому что находят себе другую работу в частных структурах.
«Если вы говорите о врачах, то с нового года были увольнения в добровольном порядке. Никого я не увольнял по статье либо по какой-то другой части. Все, кто уволился, сделали это по собственному желанию, устроились в частные медцентры либо куда-то ещё. Кто-то из них отработал один месяц, как это и требовалось по законодательству. Новых сотрудников принято больше, чем уволилось», сказал Бахытжан Койшин.
«Возможно, врачи недооценили его состояние»
За комментарием Orda.kz также обратилась в Минздрав. Пресс-служба связала журналиста с главным психиатром страны, главой Республиканского научно-практического центра психического здоровья Минздрава Куанышем Алтынбековым. Он рассказал, что пациент, о котором идёт речь, обратился в центр 20 августа со сниженным фоном настроения, сниженным аппетитом, апатией и тревогой. Участковый врач-психиатр рекомендовал ему пройти стационарное лечение.
У мужчины выявили тревожно-депрессивное расстройство. 28 августа этот пациент поступил в отделение пограничных и невротических расстройств в городском Центре психического здоровья с этими же симптомами. До того как обратиться в государственное учреждение, мужчина с этими симптомами обращался к частным врачам. Они назначали ему препараты, которые он то принимал, то бросал.
«28 августа его госпитализировали в отделение пограничных и невротических расстройств. Это отделение открытое, не строгого типа. Чтобы вы понимали, есть отделение закрытого типа, куда госпитализируются пациенты в остром психотическом состоянии. В данном случае у него острое психотическое состояние выявлено не было. Не было галлюцинаций. И что самое главное — не было выявлено суицидальных тенденций», сказал Куаныш Алтынбеков.
Он отметил, что отделение открытого типа не похоже на классические психиатрические клиники со строгим круглосуточным наблюдением. Их открыли как раз для того, чтобы бороться со стигматизацией психических расстройств и чтобы больше людей обращалось за помощью, не боясь психиатров. Туда отправляют пациентов, которые не имеют тяжёлых психических диагнозов. И там нет усиленного наблюдения.
Куаныш Алтынбеков уверяет, что если бы у этого пациента выявили суицидальные мысли, то отправили бы именно в острое отделение с круглосуточным наблюдением.
«Конечно, тогда такой пациент госпитализируется в острое психиатрическое отделение, где за ним устанавливается круглосуточное наблюдение. То есть медсестра должна за ним наблюдать до того момента, пока у него симптомы не пройдут. И там нет способов для совершения каких-либо самоповреждений», добавил Куаныш Алтынбеков.
По его мнению, врачи могли ошибиться, не до конца оценив состояние пациента:
«В целом, конечно же, его состояние должно было вызвать, скорее всего, настороженность. Но пациенты в таком состоянии диссимулируют, они не в полной мере раскрывают свои болезненные переживания. В большинстве случаев они могут скрывать их. Скорее всего, у него были суицидальные мысли, но он о них просто не говорил. Потому что просто так человек суицид не совершает. Он идёт к этому определённое время. Но здесь необходимо было более глубоко оценить его психическое состояние».
Ему назначили антидепрессанты, но они, как утверждает Алтынбеков, начинают действовать только спустя две недели.
«И вероятнее всего, со стороны персонала, возможно, была недооценка»,
предположил он.
Текучку в учреждении он считает нормальной практикой для медорганизации. Как правило она касается среднего и младшего персонала. По его словам, центр работает в обычном режиме.
«Из врачей были уволены два человека, которые нашли другую работу в частных структурах. Остальные — это санитары, санитарки, уборщицы. Психолог был уволен один, который действительно курировал направление по профилактике суицидов. Но у них очень большая психологическая служба, эту функцию сразу же передали другим специалистам. То есть в целом было уволено 15 человек, но при этом было принято 17. Если бы уволились 15 врачей одновременно, то это был бы неординарный случай. Но уволились два врача, и семь были приняты», сказал он.
Сейчас, по его словам, центр укомплектован на 92 %. Проблемы с заработными платами Куаныш Алтынбеков также отрицает.
«Я думаю, что если бы сотрудники имели к руководителю какие-то претензии, они бы спокойно могли выступить для широких масс. Я руковожу Республиканским научно-практическим центром психического здоровья, у меня тоже есть сотрудники. Всегда есть, скажем так, недовольные, которые, возможно, плохо работают и соответственно, они пишут, жалуются, но это, как правило, анонимно», сказал он.
«Такие пациенты — довольно сложный контингент»
Он отметил, что случай с суицидом «мягко говоря, неприятный», и с ним обязательно разберутся. Но отметил, что он не единичный для учреждения, оказывающего услуги такого характера.
«Будет дана правовая оценка по каждому специалисту, кто непосредственно принимал участие в лечении этого пациента. Такие случаи в других регионах были, безусловно. Пациентам с психическими расстройствами очень тяжело оказывать помощь. Потому что мы должны полностью разобраться во всей проблеме, скажем так, войти в его душу, понять, что у него творится в голове. А это очень сложно», сказал Куаныш Алтынбеков.
Прокомментировал он также и другие ЧП, о которых журналисту упомянул анонимный источник.
«Насколько я знаю, один пациент покинул ЦПЗ через окно, таким образом совершил побег. Находился на принудительном лечении вследствие употребления психоактивных веществ. То есть не было желания совершить самоубийство через падение. Второй случай — был отказ пациента с зависимостью от госпитализации. Раны были поверхностные, было демонстративно шантажное поведение», рассказал Куаныш Алтынбеков.
В целом, по его словам, пациенты с психическими расстройствами, в том числе вследствие употребления психоактивных веществ, «довольно сложный контингент».
То есть, как уверяет Куаныш Алтынбеков, в столичном центре сейчас нет критических проблем. Однако, если верить нашему анонимному источнику, Куаныш Алтынбеков и Бахытжан Койшин, который руководит центром, были одногруппниками.
UPD. После выхода материала Куаныш Алтынбеков опроверг эту информацию, заявив, что он учился в Семее, а Койшин обучение заканчивал в Актобе.
Читайте также:
Лента новостей
- В США совершила суицид девушка из Костаная, которую в детстве удочерила американская семья
- Референдум по АЭС в Казахстане считается состоявшимся
- Министр обороны Казахстана проголосовал на референдуме
- Кто и зачем едет в «казахстанский Твин Пикс» и почему Риддеру не нужны толпы туристов?
- Молодым и старым сладости, начальству отчёты: как проходит референдум по АЭС в спальных районах Алматы
- Наблюдателя удалили с участка в Астане за фото- и видеосъёмку возможного нарушения
- Лидера и аутсайдера референдума по явке избирателей определили в ЦКР
- «СИЗО, роддом, море». Где голосуют атыраусцы?
- Фильм «Менің папам тигр»: настоящий мужчина должен…
- Генпрокурор намерен находить и наказывать создателей опасных онлайн-игр для детей
- Двум алматинцам отказали в праве участвовать в референдуме
- Из каждых 11 казахстанцев двое проголосовали на референдуме
- «Мисс вселенная Казахстан» проголосовала на референдуме по строительству АЭС
- Референдум идёт! Нужна нам АЭС или нет? – главное за неделю в обзоре событий Orda News
- Когда будут голосовать в Сан-Франциско по вопросу казахстанской АЭС
- Почём Казахстан покупает электроэнергию у России, рассказал Саткалиев
- «Дело Салтанат» и восстановление девственности: французские эксперты оценили ситуацию с правами женщин в РК
- Поставили на колени и заставили извиняться: в полиции ВКО прокомментировали инцидент
- Дефицита нет: Саткалиев о ремонте на Атырауском НПЗ
- Как ремонт на Кашагане скажется на добыче нефти