«Оскар»-2024: Украина, Навальный, Месси, «Оппенгеймер»

cover

Американская академия киноискусств и наук подвела итоги года, вручив свои награды, которые всем известны как «Оскар». Неожиданностей на церемонии, прошедшей по традиции в Dolby Theatre в Голливуде, случилось совсем немного. Но, в целом, шоу удалось – это, безусловно, был один из лучших «оскаровских» вечеров последних лет.

Ведущим церемонии в четвёртый раз в своей карьере стал Джимми Киммел – он «рулил» в прошлом году, а также в 2017-м и 2018-м. Словесных шуток, в том числе провокационных и политических, было, как обычно, в достатке, но больший упор организаторы сделали на динамику и максимально неожиданные ходы. Плюс им очень повезло с Месси. Не с Лионелем – аргентинец в тот момент находился у себя в Майами, а с псом, сыгравшим (и сыгравшим прекрасно!) весьма заметную роль в картине Жюстин Трие «Анатомия падения».

Французская лента чудесным образом не была отправлена на «Оскар» своей же страной в категории «Лучший иностранный фильм». Говорят, кому-то на родине очень не понравилась благодарственная речь Трие на прошлогоднем Каннском кинофестивале, где «Анатомия падения» взяла главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», и от Франции заявили «Рецепт любви», который, кстати, недавно прошёл в казахстанском прокате. Этот фильм ожидаемо в число номинантов не попал, а вот «Анатомия падения» в других номинациях была упомянута аж пять раз и получила одну статуэтку – наиболее прогнозируемую: в категории «Лучший оригинальный сценарий». Награду получали сама Жюстин Трие и её соавтор Артюр Харари. Что касается Месси, то его тоже пригласили на церемонию, пёс сидел в зале на отдельном кресле и вокруг него было построено несколько шуток и гэгов.

Всё это было мило и весело, но не шокирующе. В отличие от появления на сцене Джона Сины. Киммел припомнил скандал 50-летней давности, когда во время церемонии 1974 года на сцену вдруг выбежал абсолютно голый мужчина.

И в этот момент из-за декорации выглянул Сина – тоже голый. Вернее, как выяснилось, когда актёр и рестлер отправился объявлять победителей в номинации «Лучшие костюмы», – в сандалиях и с конвертом на причинном месте.

Вся «перепалка» Сины и Киммела, бывшего автором этой идеи, и сам выход Джона на сцену вкупе с его представлением номинации получились чрезвычайно забавными, а от окончательного повышения возрастного рейтинга трансляцию спас тот же Киммел, накинувший на Сину портьеру, когда конверт надо было вскрывать.

«Оскар» за костюмы, к слову, забрали «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, равно как и статуэтки в категориях «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучшие грим и прически». Все три – абсолютно заслуженно и логично: в картине Лантимоса действительно создан оригинальный, неповторимый, яркий и захватывающий стимпанковско-футуристичный мир.

Неожиданностью – и приятной! – стал четвёртый «Оскар» «Бедных-несчастных». Главной кандидаткой на победу в номинации «Лучшая актриса в главной роли» являлась Лили Глэдстоун («Убийцы цветочной луны»). И если бы она победила, никто не удивился – это действительно прекрасная роль. Но то, что сделала Эмма Стоун в фильме Лантимоса – невероятная актёрская работа, на исполнение которой решились бы, уверен, немногие. Стоун за два с половиной часа отыгрывает непослушного ребёнка в теле взрослого, любопытную девушку, познающую мир, твёрдую характером женщину, не знающую запретов и не приемлющую чужой воли.

Когда со сцены объявили фамилию Стоун, Эмма, кажется, сама не поверила в произошедшее, да ещё предательски разошлось платье. Притом, что это второй её «Оскар» — ранее был за главную роль в «Ла-Ла Ленде». А ещё номинации за «Бёрдмэна» и «Фаворитку». Плюс на нынешней церемонии она также была номинирована как продюсер «Бедных-несчастных» в категории «Лучший фильм». Но если бы картина Лантимоса выиграла и там – случилась бы настоящая сенсация.

Четыре «Оскара» «Бедных-несчастных» – отличный результат для авангардистской и откровенно узконишевой картины. Особенно с учётом фиаско «Убийц цветочной луны», «Маэстро» и «Барби». Фильм Мартина Скорсезе при 10-ти номинациях неожиданно не взял ничего; лента Брэдли Купера при семи номинациях – ожидаемо ничего, «Барби» с восемью номинациями досталась одна статуэтка – что логично за песню. Во второй раз в карьере «Оскар» получили Билли Айлиш и её соавтор Финнеас О’Коннелл за композицию What Was I Made For? (впервые дуэт был награждён за песню No Time to Die к одноимённой части бондианы).

Как и остальные номинанты, Айлиш исполнила со сцены свой хит, но в анналы «Оскара» войдёт другой номер – тоже из «Барби».

Одним из самых ожидаемых моментов вечера было песенное явление Райана Гослинга (он был номинирован как лучший актёр в роли второго плана) с I'm Just Ken. Но на такую феерию наверняка никто не рассчитывал. Одно появление легендарного гитариста Слэша из Guns N' Roses чего стоит! Впрочем, пересказывать смысла нет – лучше посмотреть.

Ещё один музыкальный номер получился традиционно печальным. Как обычно, ближе к концу церемонии настало время вспомнить людей кино, ушедших из жизни за минувший год. Неожиданно на экране появились кадры с… Алексеем Навальным – из документальной ленты «Навальный», выигравшей «Оскар» в соответствующей категории в прошлом году. Завершились они цитатой «Всё, что нужно для торжества зла – это бездействие добрых людей».

После на сцену вышел знаменитый тенор Андреа Бочелли, который дуэтом со своим сыном Маттео исполнил сделавшую его звездой Time to Say Goodbye в сопровождении оркестра и с показом фотографий скончавшихся кинематографистов…

Другой повод помянуть Россию – и конечно, в негативном ключе – представился ранее, когда вручался «Оскар» за лучший документальный фильм. Всем было ясно, что награду получит тяжёлая, трагичная лента «20 дней в Мариуполе». Режиссёр Мстислав Чернов поблагодарил свою команду и отметил, что хоть это и первый «Оскар» в истории Украины, он без сомнения обменял бы награду на то, чтобы «20 дней в Мариуполе» не пришлось снимать, Россия не вторгалась бы в Украину и все люди остались бы живы. Завершил свою речь Чернов словами «Слава Украине!».

Последним, естественно, вручался «Оскар» в главной категории – «Лучший фильм». Честь объявить очевидного победителя предоставили великому Алю Пачино, и дальше всё вряд ли пошло по плану. Без напоминания номинантов, без традиционного «And the Oscar goes to…» 83-летний актёр, прошлым летом ставший отцом и будто спешивший на кормление ребёнка, после короткого предисловия открыл конверт и сухо прочитал: «Мои глаза видят «Оппенгеймера», да, это «Оппенгеймер».

Онлайн с другими подробностями церемонии можно прочитать в Telegram-канале «Орды».

Все победители «Оскара»-2024

«Лучший фильм» — «Оппенгеймер»

«Лучший иностранный фильм» — «Зона интересов»

«Лучший режиссёр» — Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)

«Лучшая актриса в главной роли» — Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)

«Лучший актёр в главной роли» — Киллиан Мёрфи («Оппенгеймер»)

«Лучшая актриса в роли второго плана» — Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»)

«Лучший актёр в роли второго плана» — Роберт Дауни-младший («Оппенгеймер»)

«Лучший оригинальный сценарий» — «Анатомия падения»

«Лучший адаптированный сценарий» — «Американское чтиво»

«Лучшая операторская работа» — «Оппенгеймер»

«Лучший короткометражный фильм» — «Чудесная история Генри Шугара»

«Лучший анимационный фильм» — «Мальчик и птица»

«Лучший короткометражный анимационный фильм» — «Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко»

«Лучший документальный фильм» — «20 дней в Мариуполе»

«Лучший короткометражный документальный фильм» — «Последняя ремонтная мастерская»

«Лучшие костюмы» — «Бедные-несчастные»

«Лучшая работа художника-постановщика» — «Бедные-несчастные»

«Лучшие грим и прически» — «Бедные-несчастные»

«Лучшие визуальные эффекты» — «Годзилла: минус один»

«Лучший монтаж» — «Оппенгеймер»

«Лучший звук» — «Зона интересов»

«Лучшая музыка» — Людвиг Йоранссон («Оппенгеймер»)

«Лучшая песня» — Билли Айлиш и Финнеас О’Коннелл, What Was I Made For? («Барби»)

Лента новостей

все новости