Знакомые и новые лица: кто и за что получил призы на Каннском кинофестивале?

cover

Завершился 76-й Каннский кинофестиваль. Вопреки опасениям, прошёл он спокойно. Актриса Джейн Фонда вручила «Золотую пальмовую ветвь» Жюстин Трие за фильм «Анатомия падения», что стало довольно неожиданным решением жюри. Часть призов ушла и азиатскому кинематографическому сообществу. Какие ещё награды и кому раздали на Лазурном берегу – в обзоре киноведа Петра Вихрова.


«Золотая пальмовая ветвь»


Что за фильм? «Анатомия падения»


Французский судебный триллер о писательнице, обвиняемой в убийстве мужа, – тот выпал из окна при загадочных обстоятельствах. Важным участником процесса становится их незрячий сын, начинающий сомневаться в невиновности матери. Позже всплывают другие неприятные факты – например, в книгах писательницы героиня мечтает убить мужа.


Возможно, фильм, где пытаются отличить 7-правду от вымысла, был выбран как характерное проявление нынешней эпохи постправды. Типично американский киноформат судебного разбирательства становится поводом для размышлений о жизни, браке и карьере, как это бывало у умных голливудских аутеров Дэвида Финчера («Исчезнувшая») и Пола Верховена («Основной инстинкт»). В главной роли – немка Сандра Хюллер («Тони Эрдманн»), сыгравшая и в другом конкурсном фильме «Зона интересов».

Кто снял? Жюстин Трие


Француженка стала всего третьей женщиной-режиссёром в истории фестиваля, получившей главный приз: ранее были Джейн Кэмпион с «Пианино» и Жюли Дюкорно с «Титаном» (она, кстати, входила в состав жюри этого года).


Трие – регулярная участница Канн. Её дебютный фильм «Возраст паники» (2013) был показан в программе ACID, посвящённой независимому кино, а в 2019 году холодный триллер (на тот раз психологический, а не судебный) «Соблазн» с Адель Экзаркопулос и Гаспаром Ульелем стал участником основного конкурса.


«Траекторию падения», судя по всему, можно назвать завершением так называемой «писательской трилогии» Жюстин: в картинах «Сибил» и «В постели с Викторией» тоже рассказывается о писателях, писательницах и том, зачем вообще мы пишем.



Гран-при


Что за фильм? «Зона интересов»


То ли обличительная драма, то ли настоящий хоррор о жизни коменданта Освенцима и банальности зла, снятый в холодной отстранённой манере. Солидная вилла, где комендант живёт с женой и детьми, находится около концлагеря. Собственно, туда действие фактически не переносится, но зритель постоянно знает, что в нескольких метрах от дома погибают люди.


Фильм поставлен по роману Мартина Эмиса, входящего в тройку главных британских писателей, родившихся вскоре после окончания Второй мировой войны, наряду с Джулианом Барнсом («История мира в 10 ½ главах») и Иэном Макьюэном («Искупление»). В день премьеры фильма Эмис ушёл из жизни…


Кто снял? Джонатан Глейзер


Британец снимает редко: «Зона интересов» – всего четвёртый фильм в его творчестве, но также он занимается рекламными роликами и видеоклипами – в частности, для Radiohead, Massive Attack и Ника Кейва. Глейзер – мастер дискомфортного кино, а его культовые «Рождение» и «Побудь в моей шкуре» в своё время заставили спорить зрителей и критиков. «Зона интересов», где режиссёр чуть сменил авторский вектор, была встречена более единодушно.



Приз жюри


Что за фильм? «Опавшие листья»


Один из главных зрительских фаворитов, тихая и нежная история любви двух одиноких людей в Хельсинки. Аутсайдеры Анса и Холаппа пытаются найти счастье и ходят в кино – например, на классическую пронзительную love story «Короткая встреча» (1945), на «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, а подобранную собаку они называют Чаплином. На дворе, несмотря на то, что приметы времени почти отсутствуют, современность, всё так же пронизанная предапокалиптическими ощущениями: по радио звучат бесконечные сводки новостей из Украины. Однако жить героям всё равно надо. «Этому миру сейчас нужны истории о любви», – заявил режиссёр.


Кто снял? Аки Каурисмяки


Финского мастера можно сравнить с тем же Джармушем, с которым Аки дружит (актёр Матти Пеллонпяя, игравший у Каурисмяки, снялся и в «Ночи на Земле» американца). Оба воспринимают реальность, какой бы обыденной или мрачной она не была, через призму музыки и стихов; у обоих получаются меланхолические притчи и поэмы на экране. Характерный главный герой Каурисмяки – неудачливый «маленький человек», сохраняющий, однако, веру и достоинство. Так было, например, в его картине «Человек без прошлого», которой в 2002 году каннское жюри под предводительством Дэвида Линча отдало Гран-при. Многие тогда прочили ей победу, как сейчас «Опавшим листьям».

Приз за лучшую режиссуру


Что за фильм? «Рагу Додена Буффана»


Тонкая и созерцательная история о мире кулинарного искусства конца XIX века. Доден и Эжени – дуэт одарённых поваров, которые создают изысканные блюда. Доден давно влюблён в Эжени и предлагает ей стать его женой, но та всё время отказывается, желая сохранить свободу. Лукавя, она называет себя лишь его кухаркой, являясь при этом абсолютно незаменимой. Главные роли сыграли Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель из «Пианистки» – в реальной жизни они встречались несколько лет.



Кто снял? Чан Ань Хунг


Вьетнамец переехал во Францию с родителями ещё в подростковом возрасте. Широкой публике он может быть известен экранизацией романа Харуки Мураками «Норвежский лес». На Каннском кинофестивале в 1993 году его фильм «Аромат зелёной папайи» был назван лучшим дебютом – уже тогда критики заметили прустовское ощущение времени, которое есть и в «Рагу Додена Буффана» (неслучайно главный символ литературы Марселя Пруста – еда, печенье «Мадлен»).


Кажется, главное достижение Чан Ань Хунга, как режиссёра, в том, что во время сеанса он заставил зрителей ощутить запахи и вкусы с экрана. Возможно, глава жюри Рубен Эстлунд решил отдать должное миру кухни, чего все ждали после его гастрономических выходок в его «Треугольнике печали».



Приз за лучший сценарий


Что за фильм? «Монстр»


Запутанная история со зловещим, но обманчивым названием о школьном абьюзе, обстоятельства которого выясняет мама мальчика, но находит ещё больше вопросов. Другие персонажи – подозрительный учитель и одноклассник, который ходит весь в синяках. Картина происходящего складывается в голове у зрителя постепенно – каждый из героев рассказывает свою правду, как в классической драме Акиры Куросавы «Расёмон», с которым сравнивают «Монстра».

Кто получил? Юдзи Сакамото


Фильм по сценарию продуктивного японского автора поставил Хирокадзу Корээда, не редкий гость на Каннском кинофестивале, получивший главную награду в 2018 году за «Магазинных воришек» – тот фильм тоже рассказывал о семье, детях и секретах. Вполне возможно, «Монстра» мы ещё увидим на «Оскаре» – у картины есть шансы быть номинированной в категории иностранных фильмов.


Приз за лучшую женскую роль


Что за фильм? «О сухой траве»


Трёхчасовая история о школьном учителе Самете, который отрабатывает положенные часы в деревенской школе в Анатолии перед назначением в Стамбул. Однако Самета и ещё одного коллегу обвиняют в домогательствах к ученицам. Это приводит к запутанным взаимоотношениям с учительницей из той же школы по имени Нурей.



Кто получил? Мерве Диздар


Актриса, сыгравшая Нурей, в основном, известна по ролям в турецких сериалах (среди них, например, ремейк «Хорошего доктора»). Сам фильм снял режиссёр Нури Бильге Джейлан, современный классик турецкого кино, выигравший в 2014 году «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Зимняя спячка», вольную экранизацию чеховского рассказа «Жена».


Приз за лучшую мужскую роль


Что за фильм? «Прекрасные дни»


Поэтическая зарисовка о жизни немолодого уборщика туалетов, который живёт размеренной жизнью и ценит каждый момент.


Кто получил? Кодзи Якусё


Кто-то вспомнит японского актёра по ролям в нагоняющих жуть фильмах Киёси Куросавы, особенно в «Исцелении», где Кодзи играл детектива в центре паранормальных событий (изящная версия современных ужасов в духе «Звонка»); кто-то слышал его голос за кадром в популярных аниме («Мирай из будущего»). А в этом году на Netflix выходит многосерийная драма с его участием «В те дни» о катастрофе на АЭС Фукусима-1.

Снял «Прекрасные дни» патриарх немецкого кино, американофил и мастер роуд-муви Вим Вендерс. Для 77-летнего автора это снова большая удача, заставляющая вспомнить о задумчивых «Париж, Техас» и «Небе над Берлином», где философия жизни постигалась если не среди туалетов, то в совершенно обыкновенных декорациях.


***


Среди других победителей – «Внутри жёлтого кокона» (лучший дебют), «27» (лучший короткометражный фильм) и «Как заниматься сексом» (победитель секции «Особый взгляд»).


Без призов остались фильм-ансамбль «Город астероидов» Уэса Андерсона, сатирическая комедия «Май, декабрь» Тодда Хейнса, причудливая сказка об археологии «Химера» Аличе Рорвахер и историческая драма «Подстрекательница», где Джуд Лоу с видимым удовольствием сыграл Генриха VIII.


Почётные награды получили Харрисон Форд и Майкл Дуглас. А Квентин Тарантино, презентовавший на фестивале показ отреставрированной копии своего любимого «Гремящего грома» в жанре revenge-film и давший большое интервью, раскрыл подробности своего нового (и последнего) фильма – он будет о кинокритике из порножурнала. Заодно Тарантино поделился мнением о «Таксисте» Мартина Скорсезе – этот фильм Квентин всё еще считает лучшим на свете. Возможно, дирекция фестиваля, записавшая новую работу Скорсезе «Убийцы цветочной луны» лишь в спецпоказы и дав, тем самым, основным конкурсантам больше шансов, в чём-то с ним согласна.

Лента новостей

все новости