«Барби»: малышка на миллиард

cover

Фильм «Барби» Греты Гервиг весьма вероятно станет самым кассовым в 2023 году. Недавно картина прошла отметку в 1 миллиард долларов мировых сборов; впереди – только выходившие в апреле «Братья СуперМарио в кино». Что же привлекает зрителей всех возрастов и полов в этом – скажем прямо – не самом выдающемся и довольно «винегретном» фильме?

Итак, 7 августа «Барби» успешно преодолела планку на высоте в миллиард долларов кассовых сборов. На сегодня её показатели – 1 миллиард 43 миллиона. Дальше будет больше. Безусловный успех и, в общем-то, сенсация – вряд ли кто ожидал, что «Барби» настолько серьёзно и мощно обыграет вышедший одновременно «Оппенгеймер» Кристофера Нолана и появившуюся в кинотеатрах чуть ранее новую часть франшизы «Миссия: невыполнима» Кристофера Маккуорри и Тома Круза.

Так что, большие поздравления тем, кто разработал стратегию «Барби» (прежде всего, маркетинговую) и поверил в состоятельность «кукольной» истории. А также – поверил в Грету Гервиг, которая всей своей предыдущей карьерой заслужила, чтобы ей дали столь масштабный проект.


Миллиард долларов – не только солидная отметка сама по себе. Впервые в истории её достигла картина, снятая режиссёром-женщиной.

Главный редактор Orda.kz Гульнар Бажкенова в своём Facebook пишет:

«Под дых дала Гервиг Нолану, чей «Оппенгеймер» был второй самой ожидаемой премьерой этого лета. Да и всем голливудским боссам в придачу. Думаю, она своим успехом открыла большие возможности для всех режиссёрок». 

Со вторым тезисом вроде бы не поспоришь, хотя ставка на женщин в режиссуре – это тренд последних лет десяти. И была, например, «Чудо-женщина» Патти Дженкинс, которая оказалась действительно прорывной картиной и первым настоящим блокбастером, доверенным не режиссёру-мужчине.

Тогда, в 2017 году, фильм с Галь Гадот в главной роли собрал по миру более 822 миллионов долларов. С учётом инфляции и подорожавших после пандемии билетов в кино (по разным оценкам, в среднем по миру эти цены выросли на 20%), думаю, выйди та же «Чудо-женщина» сейчас – она столь же легко преодолела бы отметку в миллиард. Логичнее было бы считать количество зрителей (на этом показателе, кстати, были основаны отчёты советского кинопроката), но подобных данных мне найти не удалось.

 

Что касается «под дых Нолану», то, скорее, «Барби» вместе с «Оппенгеймером» ударили по… Тому Крузу. Новая «Миссия: невыполнима», по сути, провалилась. Менее 500 миллионов сборов – плохой результат для проверенного временем экшна. Причём если у «Барби» с «Оппенгеймером» сборы поделены примерно в равной пропорции между США и другими странами (45 и 55 процентов; и 42 и 58 процентов, соответственно), то у «Миссии…» явный перекос в сторону «остального мира» – 31 и 69 процентов. Развлечения 61-летнего Круза на экране, прежде всего, надоели зрителю на его родине.

И ещё один примечательный факт: из перечисленной выше троицы фильмов именно у «Барби» самая низкая зрительская оценка на сайте International Movie Database (IMDb.com) – 7,4. Для сравнения, у «Миссии…» – 8,0, у «Оппенгеймера» – 8,6.

 

7,4 – это хорошо, но всё равно, как мне кажется, немного завышено. Зато «Барби» обладает неоспоримым преимуществом перед конкурентами. Во-первых, у неё гораздо шире потенциальная зрительская база, что показывают и сборы. На «Барби» в кино можно пойти вдвоём, компанией и даже одному. Можно пойти подросткам, молодёжи и взрослым. Короче говоря, всем, кто застал культ куклы Барби. А также – поклонникам и поклонницам Марго Робби, поклонникам и поклонницам Райана Гослинга, поклонникам и поклонницам Дуа Липы, записавшей одну из центральных песен саундтрека и несколько раз появляющейся на экране в образе Барби-русалки.  

Но главное – «Барби» и понятна всем. Это развлекательное кино, которое, как говорится в плохих отзывах и рецензиях, «заставляет задуматься».

Помните, был такой писатель – Пауло Коэльо (впрочем, и есть – здоровья ему!), рвавший в конце 1990-х – начале 2000-х списки бестселлеров и читательские рейтинги? Книги Коэльо – это «философия для бедных». Где всё разжевано, правильно и довольно примитивно. Но с идеей. 

Фильм «Барби» (вычленяя его идейную часть) – это Пауло Коэльо в кино.

Всё актуально, грамотно и справедливо. Но очень уж просто. Да ещё и с финальным гвоздём в виде диалога Барби со своей создательницей.

Одновременно этот фильм – ещё и довольно сумбурное нагромождение жанров. В какие-то моменты – комедия, потом вдруг – мелодрама, ближе к финалу неожиданно проклёвывается мюзикл, а красной нитью проходит гендерная драма. И всё это – на остове сказки. Но как бы ни были симпатичны синефильские оммажи, разбросанные по картине, какой бы великолепной ни была визуализация «Барбилэнда», для настоящей сказки здесь сильно не хватает… злодея. Это и не глава Mattel в исполнении Уилла Феррелла, и не кто-то из Кенов – злодейским будто бы выглядит весь наш реальный мир, что одновременно размывает образ.

А ещё, увы, фильм «Барби» – это, по сути, один большой рекламный ролик Mattel и Chevrolet. Глядя на подскочившие продажи игрушек, специальные витрины в розовом цвете практически во всех магазинах и на те же кассовые сборы, кажется, большой бизнес снова нас поимел. Зато красиво.

Лента новостей

все новости