Фильм «Убийцы цветочной луны»: история расчётливой любви

cover

Вопреки изначальному намерению дать фильму только ограниченный прокат, одна из самых ожидаемых кинолент года «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе выходит в прокат широкий. Выходит на фоне премьеры и девятиминутной овации на Каннском фестивале, ожиданий от первого в истории большого экранного дуэта ДиКаприо – Де Ниро и в статусе фаворита наградного сезона.

Что за фильм? Новая – и кто знает, не последняя ли – работа великого режиссёра Мартина Скорсезе. Кинороман с вкраплениями притчи; масштабное полотно на три с половиной часа с гениальным эпилогом – об искушении, жестокости, любви и человеческой природе.

Кто в ролях? Леонардо ДиКаприо, Лили Глэдстоун, Роберт Де Ниро, Джесси Племонс, Джон Литгоу, Брендан Фрэйзер, Скотт Шеперд.

О чём? Отвоевавший на Первой мировой Эрнест Бёркхарт (ДиКаприо) приезжает на ранчо своего дядюшки Уильяма Хэйла (ДеНиро) в округ Осейдж, штат Оклахома, где происходят странные дела. Один за другим из жизни уходят представители племени коренных американцев Осейдж, разбогатевшего благодаря найденной на их земле нефти. С одной стороны, осейджи купаются в деньгах, с другой – правительство приставило к их состояниям специальных распорядителей, высокомерно считая коренных американцев не способными разумно распоряжаться богатством, а местные дельцы регулярно завышают им счета. Эрнест вроде бы влюбляется и по наводке дяди женится на Молли Кайл, чья семья является одной из самых зажиточных среди осейджей. Но безмятежная жизнь продлится совсем недолго…

Кому и зачем смотреть? Всем тем, кто не боится провести три с половиной часа в кинотеатре на «свидании» с грандиозной картиной, сопровождённой отличными актёрскими работами, атмосферной музыкой и актуальным подтекстом.

Фильм «Убийцы цветочной луны» – «долгострой» и «дитя» ещё пандемии коронавируса. Его планировалось выпустить к прошлогоднему «Оскару», но в итоге, как и производство в своё время, премьеру перенесли. А исполнительница главной женской роли Лили Глэдстоун в 2020 году даже собиралась (как, наверное, многие из нас) сменить профессию, но в этот момент ей позвонил Скорсезе.

Формально «Убийцы цветочной луны» – экранизация одноимённого бестселлера Дэвида Гранна, основанного на абсолютно реальной и страшной истории из 1920-х; на деле же Скорсезе и его соавтор Эрик Рот (обладатель «Оскара» за сценарий к «Форесту Гампу»), к неудовольствию студии Paramount, сместили акценты на психологическую составляющую, поставив во главу угла эволюцию отношений Эрнеста с дядей и Эрнеста с женой.

Но кто посмеет перечить Скорсезе, тем более, когда за более глубинную трактовку выступил сам ДиКаприо, который здесь мало что продюсер, так ещё исполнитель роли, выбранной им лично. Скорсезе видел Лео агентом ФБР Томом Уайтом, приехавшим с командой расследовать убийства, но ДиКаприо видел себя Эрнестом. К тому же у него наконец появлялась возможность составить большой актёрский дуэт с Де Ниро.

Всё это неудивительно – и не только потому что роль Эрнеста Бёркхарта действительно интереснее и сложнее. Есть ощущение, что, добившись своего и получив в 2016 году «Оскар» за «Выжившего», ДиКаприо решил полностью отказаться от ролей яркого протагониста и начать исключительно экспериментировать. Cомневающаяся, метущаяся кинозвезда из «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, задрот-учёный в картине «Не смотрите наверх» Адама Маккэя и теперь – не вызывающий никакой симпатии, апологет жизненного стиля «Я всё сделаю, но ничего не хочу знать» в «Убийцах цветочной луны».

Это далеко не лучшая роль ДиКаприо, местами он ударяется в самоповторы (в одной из сцен, например, выдавая своё классическое комбо «мокрые щурящиеся глаза – раздутые ноздри – уголки рта вниз»), но роль сложнейшая – именно мотивы и поведение Эрнеста заставляют мысленно возвращаться к фильму вновь и вновь после просмотра.

Любил ли Эрнест Молли или думал, что любил? Прикидывался дурачком или был им на самом деле? Мог ли поступить по-другому, или его поведение было запрограммировано ничтожным масштабом самой личности? Все эти поведенческие вихри и пертурбации характера ДиКаприо отыгрывает очень здорово.

Про Де Ниро говорить сложно; ему, как и Скорсезе, 80 лет, на съёмках он повредил ногу, поэтому 90% экранного времени его герой сидит, а в двух сценах, где всё же приходится пройтись, очевидно, как тяжело великому даются эти шаги.

Настоящая жемчужина фильма – Лили Глэдстоун. В числе номинанток на «Оскар» она будет совершенно точно, а там уж всё зависит от уровня конкуренток. Филигранная, тонкая, выверенная до положения губ в скромной улыбке, естественная игра.

Если пытаться непременно найти в «Убийцах цветочной луны» главного героя, то это, конечно, Молли. В ней – баланс традиций коренных американцев и «белой» культуры, она хочет полюбить «пришельца», она терпима, однако всему есть предел. И если кто любит в паре Молли – Эрнест, то именно девушка.

Абстрагируясь от частного и перекладывая сюжет фильма на метафоричную платформу, Лили Глэдстоун (невероятно, кстати, напоминающая Маргариту Терехову в «Зеркале» Андрея Тарковского), а, вернее, её Молли – это образ не просто жены и матери, но родной земли, родины, которая и примет, и приласкает, и простит, и даст продолжение рода, но не потерпит только одного – предательства.

Лента новостей

все новости