Фильм «20 дней в Мариуполе»: страшное кино о страшной войне и бесчеловечной агрессии

cover

Двадцать три месяца назад Россия вторглась в Украину. Одной из самых трагических страниц продолжающейся войны стала осада и фактическое уничтожение российской армией украинского города Мариуполя. Во вторник объявили номинантов на «Оскар», и в категории «Лучший документальный фильм» оказалась лента «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова, посвящённая как раз тем страшным событиям.

Мировая премьера картины «20 дней в Мариуполе» состоялась на фестивале «Сандэнс» в прошлом году – там она удостоилась приза зрительских симпатий. Кроме того, за свою работу команда фильма получила престижнейшую Пулитцеровскую премию. А до «Оскара» у ленты есть шансы стать лауреатом британской премии BAFTA – в номинациях «Лучший фильм на неанглийском языке» и «Лучший документальный фильм».

Мстислав Чернов, комментируя попадание в «оскаровскую» номинацию, сказал, что испытывает смешанные чувства, и готов был бы отдать все награды и почести за то, чтобы той трагедии, о которой рассказывает его фильм, никогда не случилось… 

История «20 дней в Мариуполе» началась с серии репортажей, снятых в этом украинском городе в первые недели после российского вторжения.

Военные корреспонденты Мстислав Чернов и его коллеги Евгений Малолетка и Василиса Степаненко, работавшие на Associated Press, приняли решение остаться в осаждённом городе, дабы задокументировать происходящее. Собственно, они были в те дни войны единственным источником, из которого мир узнавал об ужасах, творящихся в Мариуполе. Но в новости попало только около 10% отснятого материала, и возникла мысль сделать фильм. 

Смотря «20 дней в Мариуполе», понимаешь, что никакие премии не смогут по-настоящему воздать должное этой картине. Она представляет собой репортаж из таких глубин ужаса, такой сгусток запечатлённой человеческой трагедии, такое свидетельство боли и тьмы, что выходит за пределы кино.

Громкие награды, наверное, хороши, в первую очередь тем, что привлекают внимание мировой общественности к войне в Украине, к военным преступлениям – ведь всё это происходит до сих пор, и уже по одной этой причине фильму стоит отдать и «Оскар», и BAFTA, и вообще всё, что можно.

Если же попытаться оценить картину с художественной точки зрения, то сделана она по-экспрессионистски мощно. Идёт отсчёт дней с момента полномасштабной агрессии России и начала осады Мариуполя – день 1, день 7, день 14… Весь фильм сопровождается закадровым текстом от самого Чернова, выступившего и автором сценария. Его голос, лишённый эмоциональных перепадов и пафоса, звучит тихо и приглушённо – и понимаешь, что только так и может говорить человек, побывавший в аду.

Экстремальные репортажные съёмки в городе, где каждый день взрываются дома, горят машины, отключены вода и электричество. Корреспонденты бегут, прячутся, пригибаются к земле – и снимающая это ручная камера отражает весь ужас, панику, страх. Какая-то часть отснятых кадров становится мировыми теленовостями – в фильме часто используется параллельный монтаж: сначала нам показывают расширенную ситуацию, обстоятельства, людей в подробностях. А потом – уже то, что вышло на телевидении. 

И всё это страшно, страшно, страшно… Артобстрелы, удары авиабомб по жилым домам, мирному населению. Каждый день, каждую ночь…

Чернов сотоварищи размещаются на какое-то время в больнице, ездят вместе с машинами скорой помощи: люди с полуразорванными телами, в лужах крови, привозят мёртвых, привозят ещё живых. 16-летний Илья, которому оторвало ноги, когда он играл в футбол во дворе. 18-месячный Кирилл, которому осколок прилетел в голову. Неподвижное тельце 4-летней девочки, лицо прикрыто крохотной розовой курточкой, пропитанной кровью. 

Обезумевшие родители. Рыдающие врачи. И хирург, который кричит оператору: «Снимайте! Снимайте! Покажите всё это Путину!» И неимоверно чудовищно выглядят на этом фоне периодически вмонтированные речи того же Путина и российских пропагандистов о том, что Россия таким образом защищается от Украины, что все эти смерти и кровь – постановка, шоу.

А хроники ада продолжаются и продолжаются. Разбомбленный родильный дом. Пожилые люди, плачущие, как дети, приходящие на выгоревшие руины, где совсем недавно были их дома. Стихийные братские могилы на окраине города – трупов становится слишком много, и они перестают вмещаться в морги…

Всё это настолько невыносимо, что хочется завыть, хочется закрыть глаза, не смотреть, выключить. И в то же время с первой и до последней минуты понимаешь, что надо досмотреть, нужно видеть и знать.

В какой-то момент Чернов спрашивает мужчину средних лет, который занимается захоронением тел: «Что вы сейчас чувствуете?» А тот отвечает: «Если я сейчас начну говорить, то начну плакать и не смогу остановиться. Будь прокляты все те, кто это делает!»

Это, пожалуй, одно из самых сильных чувств, которые выносишь, посмотрев «20 дней в Мариуполе»: помимо всепоглощающего чувства ужаса и боли, с невероятной силой возрастает и чувство ненависти, ярости по отношению ко всем нелюдям, творящим такое. Недоумение от того, как могут одни люди делать подобное с другими, как земля таких носит, как вообще это всё возможно. И есть понимание, что это не первая и, увы, не последняя война в мире, и все они ужасны. И это не первый и не последний случай преступной, чудовищной несправедливости. Но, наверное, тут и проявляется сила настоящего, выстраданного искусства – фильм Мстислава Чернова, украинца, снявшего его буквально кровоточащим сердцем, так оглушительно и правдиво обо всём этом говорит, что осознаёшь столь простые вроде бы вещи, как в первый раз.

И хотя всё время понимаешь, что и сам режиссёр, и его команда выжили, выбрались из Мариуполя, в финале чувства облегчения нет ни у зрителя, ни у самого Чернова. «Когда-нибудь, если мои дочери спросят меня, а что ты сделал, чтобы остановить это безумие, я хочу, чтобы мне было, что им ответить», – такой фразой Мстислав завершает картину.

С тех двадцати первых дней прошло уже почти два года, в Украине до сих пор идёт война. Весь этот ужас, показанный в фильме, продолжается – такой же неописуемый и невыносимый. И «20 дней в Мариуполе» завершаются единственно возможным для такой документалистики способом – белыми титрами на чёрном фоне в полной тишине.

Посмотреть фильм «20 дней в Мариуполе» можно в приложении votvot или на YouTube.

Лента новостей

все новости