Это уже не смешно: комедийное удушье Казахстана

cover

Казахстанское кино остановилось в своём жанровом развитии, несмотря на то, что его доля в прокате и касса растут. Виной тому — переизбыток комедийного контента, в котором сейчас работают все — от блогеров до кинотеатральных сетей. Факт: отечественная киноиндустрия пребывает в глубоком кризисе идей.

 Недавно на казахстанской кинопремьере у нас состоялся small talk с одним актёром. Примерно такой:

— Надо бы снять что-нибудь оригинальное.

— Как тебе такой заход? Молодая келинка попадает в новую семью…

— И у неё конфликт с матерью мужа?

— Да!

— И желательно, чтобы полфильма они сидели за столом и ругались.

— Гениально! Мы заработаем на этом миллиард.

— Нет, миллиард мы заработаем, когда все персонажи поедут в Таиланд! И название есть: «Келинки по-казахски в Бангкоке».

Мысленно мы распилили потенциальный миллиард на двоих и начали смотреть фильм Burkit. Уточнение это неспроста. Потому что премьера некомедийного фильма в Казахстане явление настолько редкое, что его можно заносить в Красную книгу.

Самое страшное, что этот крайне утрированный, ироничный диалог не просто близок к реальности, а практически иллюстрирует основной замысел вышедшего параллельно с Burkit фильма «Бөлек шығайық». Правда, там аж две (а ближе к финалу — три) келинки. Ещё страшнее, что комедия Нуржана Еркинулы вышла в тот момент, когда в прокате уже была картина Ернара Нургалиева «Келiнжан 2», в которой — вы не поверите! — основной конфликт тоже разворачивается между свекровью и тремя невестками. 

Казахстанская комедия стала не просто однородной — она уже фактически клонирует саму себя.

И дело тут не в кризисе идей, а в образовавшейся зоне комфорта, ею же порождённой. Локальные продюсеры перепродают один и тот же фарш, просто переклеивая этикетки и особо не заботясь о том, что продукт уже протух и нехило смердит вчерашним днём.

После показа я традиционно полез в Instagram и моментально в моей ленте всплыл трейлер комедии «Сен bossын» Алена Ниязбекова, слоган которой звучит, как вопрос и приговор одновременно «Война ене и келiн не закончится никогда?!»

Тут уже захотелось кричать, как герой Стива Каррелла из популярного мема: «No! God! Please, no! Nooooooo!»

Тревога в сердце, а в голове вопрос Юрия Шевчука «Что же будет с родиной и с нами?» То есть с казахстанским кино. 

Изучив список картин, вышедших в прокат или готовящихся к выходу в 2023 году, я обнаружил пугающую своими пропорциями статистику: 75 % годового объёма казахстанского кино — это комедии.

Возник кусающий сам себя уроборос. Поход в кинотеатр превращается в день сурка. И это только сейчас. Представьте, что будет в следующем году, когда возникнет дефицит голливудского кино из-за забастовок сценаристов и актёров

Месяц назад был свободный вечер, и я посвятил его просмотру локальных киноновинок, одна из них называлась «Жол», а вторая «Әкеге апарар жол». Уже и названия дублируют сами себя! Поди разберись без подсказки, какой из двух «жолов» тебе нужен. Налево пойдёшь — коня потеряешь, направо пойдёшь — Рамазана Амантая встретишь.

К слову, Рамазана Амантая казахстанские зрители видят чаще, чем собственных родителей. Десять фильмов за год. Тот же Нуржан Еркинулы в вышеупомянутой картине «Бөлек шығайық» ближе к третьему акту решил, что ему нужна тяжёлая артиллерия, и ввёл в сюжет риелтора, у которого рот не затыкается ни на секунду. Угадайте, кто его сыграл.

Разумеется, возникает закономерный вопрос: «А чего ты докопался?! Пипл хавает, пусть снимают». Да, конечно, пусть.

Но важно понимать, что жёсткое доминирование в кинопрокате одного жанра на корню уничтожает потенциал огромного пласта сценаристов, режиссёров и продюсеров, которые могли бы развивать другие направления. Для них остаётся зона, которую условно можно назвать «фестивальное гетто».

Но и она существует исключительно для режиссёров авторского кино, а куда деваться постановщикам, мечтающим реализоваться в хоррорах (к слову, самый прибыльный по соотношению «бюджет — сборы» жанр в Голливуде), экшне, фантастике и т. д.? Ведь частные инвесторы не готовы вкладываться ни во что, кроме комедий.

Да, можно пойти за государственным финансированием, пробиться через питчинг (хотя там можно упереться в персонажей вроде Смагула Елубая и вопрос «А что в вашем хорроре национального?»), утонуть в бюрократии, вынырнуть и на выходе узнать, что Государственный центр поддержки национального кино не ведёт никакой работы по прокату, не выделяет бюджет на продвижение и полностью отчуждает права. 

Нет, я не говорю, что нужно резко перестать снимать комедии. Казахстанский зритель нуждается в развлекательном контенте. Но, может быть, стоит задуматься о разнообразии тем или смешении жанров?

В конце концов, четыре из пяти последних лауреатов премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм» («Всё везде и сразу»«CODA: ребёнок глухих родителей», «Паразиты» и «Зелёная книга») — в том числе комедийные картины. Но каждая из них представляет собой нечто большее, чем последовательный набор гэгов. Это и репрезентация людей с инвалидностью, и вопросы классового неравенства, и тема самореализации, и расовый/межнациональный конфликт. Именно поэтому к таким картинам хочется возвращаться, рекомендовать их друзьям и знакомым.

И если сейчас у авторов не хватает вдохновения ни на что, кроме очередного сюжета про женитьбу, разборки келинок и енешек, беготню эксцентричных родственников по экзотическим странам, то, возможно, стоит «выдохнуть» и дать возможность реализоваться другим авторам? Освободить для них место в прокатной сетке и, чем чёрт не шутит, удалить номер Рамазана Амантая из записных книжек? А там, глядишь, через год-другой придумается и снимется нечто совершенно иное, и именно ваш фильм будет выделяться на фоне однородной безликой массы.

Лента новостей

все новости