Главным триумфатором 94-го «Оскара» довольно неожиданно стала картина «CODA: ребёнок глухих родителей», обошедшая в номинации «Лучший фильм» заведомого фаворита – «Власть пса» Джейн Кэмпион. Творение Шан Хейдер отличилось ещё и тем, что первенствовало во всех трёх номинациях, в которых было представлено.

CODA означает устоявшийся в английском языке термин Сhild of deaf adults – то есть, ребёнок глухих взрослых. Во многом, как мы видим в фильме, это понятие определяет всю жизнь таких детей.

Главная героиня, подросток Руби (в этой роли юная британская актриса Эмилия Джонс) – единственный слышащий член семьи глухих людей: от рождения лишены слуха оба её родителя, а также старший брат. Дочь, с одной стороны, своего рода аутсайдер в семье в силу того, что она иная, а с другой – необходимое для жизни звено. Руби с раннего детства служит «ушами» всего семейства, переводчиком и связью с миром. Это порой мучает девочку, притом, что все в семье по-своему любят друг друга. Но конфликт обостряется, когда Руби записывается в кружок пения, у неё обнаруживается талант, и учитель уговаривает её поступить в престижный колледж и строить музыкальную карьеру. Однако семейство живёт рыболовецким бизнесом, для развития которого жизненно необходима помощь Руби…

«CODA: ребёнок глухих родителей» – в кинематографическом смысле довольно незамысловатый и не претендующий на статус шедевра фильм. В нём присутствует простая и при этом внятная история, понятный конфликт героини и семьи, довеском – конфликты семьи и отторгающего общества, рыболовецкой общины и скупщика-монополиста. Личное и межличностное, удачно вплетённое в социальное и ненавязчиво – в вечное.

Визуальная часть фильма тоже весьма сдержанна и скромна, и, видимо, намеренно – для обрамления этой простой истории.

И персонажи – простые люди с понятными проблемами, хорошо прописанные и сыгранные, и во всей их нехитрой человечности вызывающие симпатию и сочувствие. Помимо явного и главного посыла – об особенностях и сложностях жизни глухих людей, о смысле инклюзивности – «CODA: ребёнок глухих родителей», на удивление, универсальная история, в которой каждый может узнать что-то от себя или своих близких, и этим подкупающая.

«CODA: ребёнок глухих родителей»: что за фильм получил главный «Оскар»?

Родители Руби, узнав о планах дочери, поначалу давят на неё, всячески противясь отъезду в колледж. В этом угадывается как определённая доля эгоизма, желание держать ребёнка при себе, так и упорное нежелание принять факт, что дочь в принципе другая – и дело здесь далеко не только в том, что она слышит.

Постепенно, сквозь череду поступков, споров, откровений героев (удачный микс разговорного языка и языка жестов) начинаешь видеть и то самое глубинное, что скрывается под всем этим – сильнейший страх неслышащих героев перед внешним миром, который кажется (да и часто бывает) таким враждебным в силу их инвалидности.

«CODA: ребёнок глухих родителей»: что за фильм получил главный «Оскар»?

К финалу картины родители и брат героини, а с ними и зритель, начинают понимать необходимость перестать проецировать свои страхи на близких и дать им возможность жить собственной жизнью. Сама Руби также понимает важность того, чтобы «видеть любовь и жизнь с обеих сторон», как поётся в песне Джони Митчелл, которую она выбирает для экзамена в колледж. Принимать своих близких с их недостатками и слабостями и при этом не переставать любить их.

Помимо главного «Оскара», фильму «CODA: ребёнок глухих родителей» удалось завоевать награду за лучший адаптированный сценарий, несмотря на сильную конкуренцию в этой категории. В этом заслуга режиссёра и одновременно автора сценария Шан Хейдер, которая переложила на американские реалии французский оригинал – картину 2014 года «Семейство Белье».

В фильме участвуют актёры с реальными нарушениями слуха. И не менее заслуженной, чем сценарная, является статуэтка за роль второго плана Трою Коцуру, сыгравшему взбалмошного и эксцентричного отца Руби, – действительно эффектная и заметная работа.

«CODA: ребёнок глухих родителей»: что за фильм получил главный «Оскар»?

«CODA: ребёнок глухих родителей» – это, можно сказать, олдскульный мэйнстрим. Фильм из тех классических универсальных человеческих историй о самоопределении, семье, о любви к себе и близким – и нахождении здорового баланса между. История, рассказанная просто и задушевно, без каких-то особых претензий – и в этом её тихое очарование.

Поделиться: