Фильм Burkit: полёт на грани экшна и пафосного промо

cover

В прокат вышел экшн о бойцах казахстанского спецназа «Беркут». Режиссёром картины выступил Данияр Ибрагимов, уже зарекомендовавший себя прежде как продюсер удачных картин в жанре военного боевика «Шестой пост» и «Казбат». В его новом фильме в актёрском составе — только звёзды, в продюсерах — сплошь… военные, а в сценарии — увы, одни пробелы.

Учитывая жанр, который не так уж часто фигурирует в нашем кино, Burkit был в числе самых ожидаемых релизов ещё с тех пор, как в прошлом году мы съездили на съёмочную площадку картины. Подогрел интерес и трейлер, продемонстрированный на Евразийском кинорынке ранее этой осенью. Да и предыдущие проекты Данияра Ибрагимова произвели в своё время приятное впечатление.

Однако премьера показала, что при всех очевидных стараниях команды и имеющихся плюсах главная проблема в том, что, по сути, на экране два разных фильма, которые сценаристы во главе с самим Ибрагимовым почему-то решили соединить в один. Случилось ли это в силу того, что создатели Burkit разошлись во мнениях, или по какой иной причине, однако картина распадается на две плохо связанные друг с другом истории.

История № 1 — это сюжетная линия криминального синдиката, возглавляемого антагонистом по имени Муха и занимающегося торговлей наркотиками и оружием в мегамасштабах.

История № 2 — линия трёх друзей-спецназовцев: Руслана с позывным «Туман», Айбына («Феникс») и Кайсара («Ромео»), которая… делится ещё на два подсюжета. Борьба с вышеупомянутой бандой представляет один эпизод из их жизни, а основная часть экранного времени посвящена испытаниям с целью завоевать высший знак почёта для спецназа – краповый берет.

И тут сразу бросается в глаза, какой захватывающий потенциал имелся, но, к сожалению, не был реализован в истории № 1. Она вызывает в памяти тот же «Шестой пост» с его динамичным интересным сюжетом и харизматичным злодеем в исполнении Серика Салкинбаева. И здесь самые интригующие персонажи очень хорошо и органично отыграны актёрами. Например, Була в исполнении Жандоса Айбасова — наиболее интересно задуманный герой. Инфернально-эффектный Муха (Марат Амираев) или его помощница — эпизодическая, но интересная роль Асель Сагатовой. 

Самая же роскошная роль в Burkit — конечно, у музыканта Галымжана Молданазара, для которого бандит Сула стал дебютом в кино. Он здесь зловещий немой альбинос, и как актёр Молданазар оказался хорош.

Динамика взаимоотношений между всеми этими людьми так и просится быть раскрытой глубже, равно как и «кухня» их криминального бизнеса. Большой потенциал очевиден и у пунктирно намеченных сюжетных линий взаимоотношений ОПГ с коррумпированными высшими военными чинами и персонажей Жандоса Айбасова и Азамата Сатыбалды, сыгравшего оперативника Тиму. Большая жалость, что всё это показано на экране куце и рвано.

Несмотря на то, что история трёх друзей из спецназа, в сравнении с криминальной линией, выглядит бледновато, она тоже имеет право на существование — но в пространстве самостоятельного фильма. Эта линия ещё больше, чем первая, пострадала от сценарной недоработки. Слишком мало времени уделено драматургии персонажей, очень слаба динамика их взаимоотношений.

Если говорить об актёрских работах, в первую очередь, хочется отметить Даурена Сергазина в роли Руслана («Тумана»). Он вообще всегда органичен в кадре, а здесь умудряется почти вытащить своего героя, набросанного штрихами. Неплох в роли Айбына («Феникса») Санжар Мади, но его герой, увы, обозначен ещё более крупными мазками. 

И уж совсем нечего играть Асылхану Толепову (Кайсар – «Ромео»). Единственная сцена, где он разговаривает, — не самая значительная беседа, во время которой Кайсар объявляет о своей грядущей свадьбе. В фильме так и не состоявшейся.

При этом чересчур много экранного времени посвящено подробному показу будней спецназа, тренировкам, соревнованиям героев и их усилиям в получении краповых беретов. Не то что бы само по себе это неинтересно, но в данном случае подобных сцен явный переизбыток – в ущерб разработке конфликтов и характеров.

Что действительно хорошо в Burkit, так это операторская работа — как и всегда, когда постановщиком выступает Азамат Дулатов, в пятницу получивший «азиатский «Оскар», награду Asia Pacific Screen Award.

По визуальной части больше вопросов к монтажу. В титрах значатся аж три монтажёра, но экшн-ритм, крайне важный в жанре, неровный и мог быть более эффектным. И в целом, экшн-сцены – погони, аварии, перестрелки – выглядят скромнее, чем можно было ожидать. 

Но при всех недостатках Burkit всё равно не производит впечатление однозначно провального фильма. Есть интересные сюжетные повороты, отдельные сцены и персонажи. Да и сам Данияр Ибрагимов с командой вызывают уважение за свой неугасающий интерес к жанру экшн. Просто хочется, чтобы в будущем они оставались на территории художественного кино, а не уходили в интонации пафосного промо.

Лента новостей

все новости