Фильм «Операция «Набат»: экшн с живыми негодяями и картонными героями

cover

Режиссёр Рашид Сулейменов известен казахстанскому зрителю по социально-заряженным картинам «Когда ангелы спят» и «Зеркала». Сейчас в прокате идёт его новый фильм «Операция «Набат», и это снова авторский экшн. В целом, в отечественном кино, кажется, сформировался новый поджанр – основанные на реальных событиях ленты о массовых побегах заключённых: из относительно недавнего «Шестой пост» Серикбола Утепбергенова, «Мне тебя обещали» Ованеса Ованесяна, и вот теперь – «Операция «Набат».

В отличие от своих предшественников, где сценарии основывались на побеге группы религиозных экстремистов из колонии особого режима в Актау в 2010 году, «Операция «Набат» затрагивает более ранний период времени и обращается к событиям, случившимся сразу после распада СССР, в 1992 году. Тогда этапируемые из Ташкента в Самару шестеро особо опасных рецидивистов, двое из которых были приговорены к смертной казни, совершили побег из спецвагона поезда на территории Казахстана. В фильме Сулейменова сбежавших пятеро, а сюжет вращается вокруг последовавшего захвата ими рейсового автобуса и взятия пассажиров в заложники неподалеку от Шымкента. Это было дело повышенной важности, которое курировали высшие чины КГБ и МВД Казахстана, а к выполнению задачи был подключен отдел «А» (спецназ).

В главной роли, полковника КГБ Марата Даленова, снялся сыгравший в прошлом году Мыржакыпа Дулатова в картине «Міржақып. Оян, қазақ!» актёр Бакыт Кажыбаев, а роль главного антагониста, беглого «смертника» по прозвищу Глухой, исполнил Алексей Шемес.

Бесспорно, сама по себе реальная операция «Набат» впечатляет, и она, конечно, просилась на экран. Да и Рашид Сулейменов – режиссёр, отличающийся умением мастерски создавать динамику и осмысленный экшн, – именно тот, кто был нужен это безумной, тотально кинематографичной истории. И «Операция «Набат», в целом, неплоха: тут и жанровый драйв, и хорошая драматургическая разработка (правда, местами), и качественное визуальное решение (особенно хороши ночные съёмки). Надо отдать должное самому Сулейменову, помимо режиссуры, написавшему сценарий в соавторстве со своими давними товарищами Ильхамом Джалиловым и Рустамом Азаматовым, а также операторам Ернуру Рыспаеву и Максиму Задарновскому и художнику-постановщику Олжасу Альменову.

Но в фильме в очередной раз проявляется постоянная, увы, проблема нашего кинематографа – неспособность до конца выдержать достоверность и снять кино про реальных героев именно как про живых людей из плоти и крови, говорящих нормальным языком, имеющих человеческие слабости.

Конкретно в случае с данной операцией по освобождению заложников очевидно, что это была и в самом деле поражающая воображение история, когда сотрудники наших силовых структур сработали просто отлично. 

Зачем же в таком случае – раз есть, чем гордиться – пережимать в этой части и делать фильм похожим на агитматериал? Зачем делать героев фильма чрезмерно идеальными и заставлять их через слово произносить пафосные речи, говорить слоганами?

Причём это недуг и нашего исторического кино, и фильмов, снятых по мотивам недавних событий. В той или иной степени грешат подобным и «Рассвет великой степи», и «Боксёр», и «Лето 1941-го», и «Каныш», и масса других картин.

Бросается в глаза, как Сулейменов и команда хорошо развернулись в той части фильма, где речь идёт о заложниках –в драматургическом плане внятно проработаны их истории, интересно раскрыты персонажи и человеческие конфликты. Удачной получилась и тема противостояния и развития отношений между беглыми рецидивистами и заложниками, отлично сыграны тут все роли (особенно самыми юными исполнителями). Хороши Алексей Шемес, и молодой актёр Алексей Фиалко (правая рука Глухого – Малява).

Но – сознательно или бессознательно так вышло – заметно выхолощенной и «чёрно-белой» выглядит часть, посвящённая силовикам и их работе. Создатели фильма попытались внести толику человеческого только в образ главного героя, полковника Даленова, прописав ему семейную линию с больным ребёнком, да и к Бакыту Кажыбаеву претензий нет – он актёр бесспорно талантливый и харизматичный. Однако на протяжении фильма всё равно режет слух, когда его герой вдруг начинает говорить то выспренно-пафосными, то казённо-неживыми фразами.

Да и сама обрисовка персонажей в «силовой» части грешит чрезмерной упрощённостью и картонностью: есть хорошие силовики и есть плохие. Что касается первых, опять-таки, никто не сомневается в героизме и профессионализме их реальных прототипов, но экранные воплощения (если говорить обо всех остальных, кроме Даленова) слишком уж пафосные и будто не совсем настоящие. А плохие представлены, в частности, главным ответственным за операцию «Набат», заместителем председателя КГБ в исполнении актёра Игоря Ермашова, показанным скользким и изворотливым конъюнктурщиком, заранее продумывающим, кого сделать козлом отпущения на случай провала. Собственно, этот человек, конечно, вполне мог быть таким в реальности, но ближе к финалу тема чересчур раздувается, и генерал КГБ начинает превращаться чуть ли не в антагониста №1, переплюнув самого Глухого.

Тем не менее, «Операция «Набат» – фильм, который, стоит посмотреть, если вам, как минимум, интересно отечественное кино или новейшая история нашей страны. Это качественная картина, сделанная на достойном уровне, большей частью хорошо снятая и сыгранная. Да и Сулейменов – один из наиболее самобытных и профессиональных наших режиссеров, чьи фильмы всегда ждёшь и смотришь с интересом. Впрочем, от создателя знакового фильма о насилии и мести «Когда ангелы спят» и триллера, навеянного убийством Дениса Тена, «Зеркала» и ожидания выше. Поэтому жаль, что и он не избежал этой пандемии в нашем кино – чрезмерной идеализации героев, которые в этом не нуждаются. Если наши соотечественники и соотечественницы совершили что-то выдающееся, прожили яркую жизнь, оставили след в истории – то лучше увидеть их на экране не бронзовыми, а живыми.

Лента новостей

все новости