В прокат вышел новый исторический блокбастер от «Казахфильма». «Рассвет Великой степи» многим был знаком под рабочим названием «Касым-хан» – по имени главного героя, хана Касыма, жившего и правившего на рубеже XV-XVI веков.

Тематически фильм, снятый режиссёром и одновременно главой «Казахфильма» Аканом Сатаевым, продолжает линию, поднятую в своё время в сериале «Казахское ханство» Рустема Абдрашева, ибо рассказывает историю Касыма и Бурундука – сыновей основателей ханства Джанибека и Керея. События в фильме происходят, когда Бурундук является ханом, Касым – его военачальником, а узбекский правитель Мухаммед-Шейбани – их общим противником. Сценарий Сатаев написал в соавторстве с Бекбулатом Шекеровым и Назирой Бакаевой.

Собственно, в ряду всех исторических эпиков казахстанского производства этот, пожалуй, производит лучшее впечатление, поскольку в нём есть, по крайней мере, внятный посыл. Военачальник и фактически негласный хан Касым – сторонник мирного правления и дипломатических способов решения конфликтов. Эта тема красной линией проходит по всему фильму, не раз звучит мысль, что правитель должен быть не только сильным, но и дальновидным стратегом. Касыму в этом смысле противопоставлен официальный хан Бурундук – сторонник агрессивного милитаристского подхода во внутренней и внешней политике.

Сама по себе идея хороша, да и сами исторические период и персонажи очень интересны.

Но постоянная проблема наших исторических фильмов – всё это подано картонно и однобоко и сдобрено совершенно неподъёмным пафосом.

Персонажи полностью лишены объёма, человеческой глубины и достоверности.

Хан Касым, который был в казахской истории фигурой выдающейся, многое сделавший для расширения и легитимизации территории ханства и становления государственности и законности, казалось бы, имеет достаточную значимость, чтобы быть показанным реалистично, не нуждаясь в навязчивой идеализации. Когда у человека есть серьёзные заслуги, вряд ли реализм в кино ему повредит. Герой же, разговаривающий и с семьей, и с соратниками, и даже с врагами исключительно лозунгами, не имеющий никаких человеческих слабостей, не вызывает сопереживания у зрителя – такого, какого заслуживает.

«Рассвет Великой степи»: идеальный герой, картонные враги

В общем, при благодатной тематике и интересном посыле «Рассвет Великой степи» подпорчен, в первую очередь, именно чёрно-белым подходом и одномерными персонажами. Причём Бурундук и Мухаммед-Шейбани представлены такими же плоскими, но отрицательными героями. Зачастую бессмысленный и мотивированный не разумом, а сплошными эмоциями милитаризм Бурундука вызывает скептицизм – достоинства Касыма можно было показать и без выставления его политического соперника примитивным глупцом. Мухаммед-Шейбани же показан злодеем, чей политический метод – это всякого рода хитрости и интриги, но и здесь он не преуспевает. Собственно, было бы гораздо интереснее смотреть на конфликты Касыма с настоящими, а не картонными антагонистами, обладающими демоническим смехом. Инфантилизация и карикатуризация противника – не самый удачный драматургический приём.

«Рассвет Великой степи»: идеальный герой, картонные враги

Построен фильм по опять-таки приевшейся модели нашего исторического кино – повествование ведётся от имени аксакала-рассказчика, свидетеля тех времен. Рассказ перемежается вопросами слушателей, комментариями, а в финале завершается длительным подведением итогов правления героя. Очень хочется уже в этом жанре нашего кино видеть большее разнообразие и новаторство в плане нарратива.

«Рассвет Великой степи»: идеальный герой, картонные враги

При всём при этом отмечу весьма достойный визуал картины – постоянные соратники Сатаева, оператор Хасан Кыдыралиев и художник-постановщик Куат Тлеубаев, проделали хорошую работу, как и художники по гриму и костюмам. Даже если во время просмотра часто возникают претензии по поводу того, что показано, то почти не возникает претензий к тому, как показано. Люди, ландшафты, декорации, животные – всё в кадре выглядит аутентично и эффектно, использована удачная цветовая палитра, в общем, снято хорошо. Батальные сцены тоже неплохи, хотя в таком жанре хотелось бы больше экшна.

«Рассвет Великой степи»: идеальный герой, картонные враги

Актёрские работы ограничены вышеназванными недостатками – в силу того, что персонажи одномерные, большинству артистов (а в касте много известных имен) нечего играть. Более или менее есть пространство у исполнителей главных ролей – и среди них выделю работу Берика Айтжанова, сыгравшего хана Касыма в зрелом возрасте, а также Нурлана Алимжана в роли Мухаммеда-Шейбани.

«Рассвет Великой степи»: идеальный герой, картонные враги

Резюмируя, «Рассвет Великой степи», учитывая тематику, посыл и возможности этого большого проекта с хорошим бюджетом и обширной командой, – фильм, который, к сожалению, не смог реализовать свой потенциал. Ему не хватает реалистичности, психологизма, большей исторической и кинематографической правды, в нём слишком много лозунгов и пафоса. Это мог быть по-настоящему захватывающий и интересный исторический экшн, а получился просто не самый плохой фильм жанра.

Поделиться: