«Міржақып. Оян, қазақ!»: что за фильм наделал столько шума?

cover

На прошлой неделе Казахстан получил очередной скандал, связанный с кино. Внезапно обнаружилось, что фильм «Міржақып. Оян, қазақ!» снимается с проката после всего лишь двух недель, несмотря на большой спрос на него. Сразу пошли слухи о политической подоплёке, однако режиссёр Мурат Есжан, а также правообладатель телеканал Qazaqstan, опровергли их, заявив, что срок проката изначально планировался недолгим. Но после всплеска народного негодования прокат продлили.

«Міржақып. Оян, қазақ!» – новый случай, когда на базе более объёмного материала, телесериала из шести частей была смонтирована киноверсия. Картина рассказывает историю одной из самых ярких и трагичных фигур в нашей истории – Мыржакыпа Дулатова, бывшего среди лидеров Алаш-Орды (1917 – 1920 гг.) и казахского национально-освободительного движения начала XX века. Дулатов был прорывным поэтом, писателем, стоявшим у истоков новой казахской национальной литературы, выступавшим за сохранение идентичности и культуры.

Как часто бывает в подобных работах, по фильму заметно, что создан он на основе сериала, охватывающего и больший масштаб событий, и временной период. Ну, и можно догадаться, что телематериал глубже и детальнее погружается в жизнь Дулатова и его соратников по Алаш-Орде. Всё это напоминает выходившую в феврале в прокат также переделанную из телеверсии киноленту «Қаныш» – и тоже производства канала Qazaqstan. 

Однако в случае с «Оян, қазақ!» создатели явно учли недочёты из фильма о Каныше Сатпаеве. Здесь мы не видим документальной хроники и плашек с текстом, да и драматургию постарались, насколько возможно, адаптировать под киноформат.

Картина разделена на четыре части. Первая называется «Тайная литература», события в ней происходят в городах Кызылжар и Омск в 1911 году. Дулатов недавно написал свой поэтический сборник «Оян, қазақ!», призывающий казахов «проснуться» и обрести свободу, и среди народа о нём идёт восторженная молва. Также он ищет средства и издателей для выпуска общественно-политической газеты «Казах» и пишет первый в истории казахский роман – «Несчастная Жамал». В царской полиции он считается потенциальным революционером и бунтарём, к нему приставляют шпиона, да и среди окружения Мыржакыпа есть желающие на него донести.

Вторая часть «Меч Агыбая» переносит нас уже в 1918 год. Здесь мы видим разруху и хаос после революции 1917 года и казахов, попавших в вихрь Гражданской войны, охватившей бывшую империю. Как говорит Дулатов, «с одной стороны – Колчак, с другой – советская власть». Лидеры Алаш-Орды Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов и сам Мыржакып инициируют переговоры и с красными, и с белыми, пытаясь найти наиболее благоприятный для народа вариант государственного устройства. В идеале – казахскую автономию в составе федерации. Однако ни тех, ни других россиян такой вариант не устраивает. Хоть история и не терпит сослагательного наклонения, именно в эти минуты просмотра задаёшься вопросом: «А если бы?». 

Если бы получилось, если бы история вывернула каким-то другим путём, как бы дальше всё пошло? Где бы мы были сейчас, какими бы были?

Третья и четвёртая части становятся откровенно зловещими и предсказывают ещё более страшное будущее. Особенно пугающе звучит название третьей части – «Папа, я хочу есть!».

Мы видим 1921 год и локальный голод, разразившийся в южном Казахстане, как результат высокого продовольственного налога и общего хаоса. Предвестник тотального страшного голодомора 1930-х. Дулатов возглавляет комитет помощи голодающим и вместе с Байтурсыновым, Бокейхановым, Мухтаром Ауэзовым, Жусипбеком Аймаутовым борется с уже воцарившейся советской властью за возможность переправлять скот из менее пострадавших казахских регионов в другие – на помощь голодающим.

Финальная часть «Чёрная кошка» начинается в 1929 году, и охватывает самый страшный и по тем временам, наверное, неизбежный период в жизни Дулатова, да и всех, кто имел гражданскую позицию и идеалы. Арест, Бутырская тюрьма, Соловецкий лагерь особого назначения. Мыржакып, уж не знаю, к счастью или несчастью, не дожил до эпохи «большого террора», когда были расстреляны Байтурсынов, Бокейханов и ещё тысячи казахов, включая весь цвет интеллигенции.

«Міржақып. Оян, қазақ!» – фильм, к которому можно было бы придраться и по визуальной части, и по типично сериальной драматургии, и по диалогам. Учитывая важность героя и его истории, во всём этом хотелось бы большей художественной глубины и сценарного блеска, а также большего пространства для работы актёров (в особенности Бакыта Кажыбаева, обладающего большим внешним сходством с реальным Дулатовым). Однако, судя по тому, что даже сейчас, на третьей неделе проката картина каждый день собирает полные залы, а на моментах, когда алашординцы возвращают апашке украденный красными меч её деда, или Дулатов ставит на место предавшего его шпиона, зрители начинают аплодировать – в фильме есть посыл, нужный и важный именно сейчас, в это время, и в этой мировой ситуации. Фильм, безусловно, не идеален, но, как никогда, актуален.

Лента новостей

все новости