«Қаныш»: Сатпаев заслуживает лучшего фильма!
В прокат тихо, без какой-либо шумихи и дискуссий вышла картина «Қаныш» – байопик выдающегося казахстанского учёного и общественного деятеля Каныша Сатпаева. Отсутствие резонанса удивительно, ведь режиссёр фильма Ерлан Нурмухамбетов – серьёзно себя зарекомендовавший представитель авторского кинематографа («Ореховое дерево», «Конокрады»), а Сатпаев – персона в нашей истории эпохальная.
Однако просмотр кинокартины расставил всё по местам. Увы, «Қаныш» – это продукт, который трудно назвать полноценным художественным фильмом, несмотря на все благие намерениях создателей. Сама по себе идея делать полнометражные ленты из сериалов – то есть подрезать и подгонять объёмный материал под полтора-два часа – не самая удачная, учитывая разную природу кино и телевидения.
Судя по всему, исходный сериал охватывал гораздо более широкую временную эпоху. Для киноверсии же создатели решили ограничиться лишь одним десятилетием: периодом в 1926-1934 годы, когда молодой ещё учёный ведёт отчаянную борьбу за проведение геологической разведки в местности Карсакпай возле Жезказгана.
Сама по себе эта история чрезвычайно интересна: Сатпаеву, которому не было ещё и 30 лет, удалось убедить крайне недоверчиво настроенное высшее советское руководство в том, что там есть богатейшие залежи меди, и добиться построения необходимой инфраструктуры в регионе. Уже это многое говорит о силе его личности, профессионализме и интеллекте. Одновременно это и самый, наверное, сложный и трагический период в истории нашей страны: время «малого октября», коллективизации и индустриализации, начала репрессий и голодомора.
Увы, версия, выпущенная в прокат, выглядит не как самостоятельный полный метр, а как пара эпизодов, вырванных из середины сериала. Налицо чисто сериальные драматургия и нарратив, очень неспешные и явно рассчитанные на много серий. Всё, что не вместилось в киноверсию, заменено многочисленными вставками с текстом, повествующим об этапах жизненного пути Сатпаева. Также есть вставки документальной хроники прямо посреди фильма – это всё тоже телевизионный формат. В кинобайопиках подобные эпизоды обычно вставляются в финале и очень коротко.
Сюда же отнесём и довольно простенькую, опять-таки очевидно телевизионную визуальную составляющую картины – и по операторской, и по художественной части. Не особо спасает и чёрно-белое решение – слишком незамысловато всё снято и смонтировано.
Плюс периодически происходящее на экране дублируется закадровым текстом. Вот мы, к примеру, видим, как Сатпаев пишет письмо жене: крупный план листа бумаги, на котором он выводит «Дорогая Таисия», а параллельно голос за кадром повторяет: «Дорогая Таисия».
Актёр Асет Есжан, исполняющий главную роль, отличается, бесспорно, большим внешним сходством с Сатпаевым. Однако роль написана так, что ему негде развернуться. Большую часть фильма он либо задумчиво сидит, либо произносит плакатные речи. Возможно, в сериале персонаж раскрыт глубже и интереснее, здесь же он выглядит куце обрисованным, с ограниченным эмоциональным диапазоном, не раскрывающим масштаб личности Сатпаева.
То же самое касается актрисы Анны Оразбаевой, сыгравшей супругу Сатпаева Таисию Кошкину. Что касается прочих ролей родственников и коллег, то они и вовсе обозначены больше пунктирно – некие функции с именами.
Конечно, сама история такого человека, как Каныш Сатпаев, не может не впечатлять и не потрясать. Помимо его поистине поразительных профессиональных и научных достижений, это человеческие качества и поступки. Например, тот факт, что во времена голодомора он спас от страшной смерти множество детей из своих родных мест, вывезя их в Жезказган и дав им образование, а затем работу. Притом, что, как мы узнаём из фильма, в его собственной семье были люди, погибшие от голода в начале 1930-х, репрессированные и расстрелянные.
Да и сама судьба Сатпаева тесно переплетена с историей страны: и в плане научного и общественного прогресса, и в плане событий трагических.
Всё это очень важно, страшно и трагично. И, разумеется, про это нужно говорить, нужно снимать кино про людей, являющих собой настоящую национальную гордость. Однако личность такого уровня, бесспорно, заслуживает не переделанного телесериала, а именно специально снятого, по-настоящему глубокого и художественно состоятельного, полноценного произведения киноискусства. А показываемая сейчас в кинотеатрах лента более уместно, наверное, смотрелась бы где-нибудь на YouTube.
Лента новостей
- Токаев ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай через территорию Казахстана
- Катарский инвестор купил казахстанский Bereke Bank за 65 млрд тенге
- «Вы часто общаетесь с Путиным, но тем не менее...» — о чём говорили Токаев и Лавров
- Краснокнижные хомяки массово мигрируют в Астану
- Массовый ввоз грузовиков из Казахстана вызвал скандал в Кыргызстане
- Очередная школьная драка закончилась смертью в Кызылординской области
- Машины со штрафстоянки продавал полицейский в Актобе
- Международный уголовный суд будет добиваться ареста лидеров ХАМАС и Израиля
- Не знающим казахский язык и историю откажут в гражданстве
- Женщину жестоко избили и пытались затолкать в машину в Таразе
- «Повестка богатая» — Токаев и Путин проведут несколько встреч в ближайшие месяцы
- За картельный сговор фармацевтические организации оштрафовали на 342 млн тенге
- «Кто выживет, тот выживет»: почему Алматы смертельно опасен для людей с инвалидностью
- Люди с инвалидностью вышли на митинг в Астане
- Очередную незаконную постройку сносят в Алматы
- «Кантар покажется игрушками»: полную люстрацию силовиков требуют провести в Казахстане
- Токаев передал привет Си Цзиньпину
- В Казахстане вдоль республиканских трасс установили тёплые павильоны
- «Казахтелеком» повышает тарифы
- Паводки в Актюбинской области: вода подбирается к домам жителей села Куйылыс