«Лето 1941 года»: чем дальше в лес, тем хуже

cover

Страшно сказать, но в истории независимого Казахстана прежде не было ни одной кинокартины о реальных героях Великой отечественной войны – телепроекты в расчёт не берём. И по злой иронии судьбы фильм, посвящённый Ади Шарипову, вышел в тот момент, когда история бывшего СССР сделала трагический поворот, а само слово «война» закамуфлировалось под чудовищный термин «спецоперация».

Что за фильм? Дебютная картина драматурга Бекболата Шекерова, основанная на мемуарах Ади Шарипова.

Кто в ролях? Азамат «Никак не снимет военную форму» Нигманов; Шарифбек «Трижды в военной форме только в этом сезоне» Закиров; белорусские актёры, чьи имена никому ничего не скажут.

О чём? 1941 год, партизанский отряд под командованием Ади Шарипова, получившего прозвище «Сашка-казах», мужественно сражается с фашистской армией в лесах Белоруссии.

Кому и зачем смотреть? Тем, кто последние двадцать лет беспробудно поглощал российские военные сериалы не самого высокого качества.

Прежде, чем приступить к разбору картины: я с глубоким уважением отношусь к героям Великой отечественной войны и к памяти предков, и нижеследующий текст относится исключительно к художественному произведению «Лето 1941 года», а не к личности Ади Шарипова и его сослуживцев.

Практически с первых кадров нас бросают в экшн. Отступающий отряд партизан попадает под жёсткий прессинг врага. Не сумевший намотать портянку, боец Лёшка пытается исправить ситуацию и получает вражескую пулю. От этого командир Шарипов впадает в истерику, пытаясь забрать труп друга, благо, в этот момент немцы благополучно промахиваются по всем остальным партизанам, которые приводят главного героя в чувство.

Отступление продолжается. Отряд добегает до болота, где удобно в необходимом количестве разбросаны слеги (деревянные жерди), которые позволяют бойцам безопасно преодолеть топи. Но немцы об этом не знают, поэтому коротко информируют: «Мы загнали их в болото, оттуда не выберутся». В следующую секунду отряд спокойно выходит на противоположный берег. Про павшего пару минут назад Лёшку никто не вспоминает, потому что всех чрезвычайно развеселит фраза «Щас бы пожрать». И это первые пять минут картины.

Вот из таких несвязных эпизодов целиком состоит картина «Лето 1941 года». И, может быть, всё это можно было бы списать на то, что фильм основан на реальных событиях, а из песни слов не выкинешь (хотя кто мешает?), если бы авторы прописали внятные сюжетные линии хоть одному персонажу. Так ведь нет.

Раскрытие образа Шарипова сделано через максимально пошлый приём «Герой во сне видит всю свою родню». Причём, первым в виде патронуса (фанаты «Гарри Поттера» поймут) приходит дед главного героя, дальше – мать, жена с детьми и отец, который что твой Дамблдор скажет находящему при смерти герою «Твоё время ещё не пришло» и отправит Ади обратно в лес.

Сослуживцы Шарипова раскрываются ещё хлеще – через внезапные приступы откровений в духе «А сам я из-под Гомеля» или «У меня мамка русская, папа переводчик, а сам я – грузин» и прочие малозначимые для истории факты из биографий. Как и почему это должно вызывать у зрителя сопереживание, непонятно. Второстепенных персонажей можно условно обозначить следующими позывными: «молодой казах», «казах постарше», «долговязый белорус», «второй белорус» и тот самый «грузин», который в свободное от съёмок время, видимо, рекламировал минские барбершопы.

Параллельно нам показывают немецкого генерала – кажется, самого тупого военного в истории кино, который никак не может показать те самые четыре позиции, откуда готовилось нападение (простите, не мог не вспомнить этот мем), и уж тем паче – нанести серьёзный урон окопавшемуся отряду, который успел в лесу чуть ли не посёлок городского типа выстроить.

Примечательно, что этот же отряд легко был найден деревенским дедом на повозке ночью в непроглядной тьме.

Ближе к третьему акту в фильм зачем-то вклеят краткосрочный роман между бойцом Пашкой и учительницей Тамарой. Это, собственно, всё, что мы узнаем про них. Что нам это даёт? Ничего. Если выкинуть эту линию из фильма, что-то изменится? Вообще ничего. Так к чему она здесь?

Сложно признать, но даже о великих героях снимают плохое кино. В России был чудовищный проект «Зоя», посвящённый памяти партизанки Зои Космодемьянской; у нас – «Лето 1941 года» об Ади Шарипове.

Лента новостей

все новости