«Боксёр»: бронзовый памятник золотому олимпийцу

cover

Сегодня в прокат вышел «Боксёр» Акана Сатаева – байопик двукратного чемпиона мира и олимпийского чемпиона Серика Сапиева. С самого начала было понятно, учитывая фигуру Сапиева, его достижения, народную любовь и чиновничий статус, что это будет не просто спортивная драма, а промо казахстанского спорта в целом. Тем более на пресс-конференции, приуроченной к премьере фильма, Сатаев рассказал о том, что картина снята с благословления бывшего в те годы президентом Казахстанской федерации бокса Тимура Кулибаева, а сам Сапиев выступил консультантом.

Однако можно было ожидать, что при всём при этом история получится интересной, и даже при необходимости следовать реальной биографии героя у режиссёра получится сделать хорошее жанровое кино. Ведь и сама по себе жизнь Сапиева богата фактажом, и наиболее удачные работы Сатаева – именно жанровые фильмы. Судьба талантливого боксёра, который после поражения на Олимпийских играх в Пекине теряет веру в себя, но затем снова её обретает и в борьбе завоёвывает золото через четыре года в Лондоне – это удачный базис, на котором можно было сделать интенсивную спортивную драму, содержащую и борьбу, и конфликт, и противостояние характеров.

К сожалению, всё это отсутствует в «Боксёре».

Очевидно, что чрезмерный пиетет, с которым создатели фильма отнеслись к материалу, лишил их возможности снять кино о Сапиеве-человеке. Вместо этого получилось кино о Сапиеве-памятнике. Герой «Боксёра» – абстрактный, абсолютно идеальный персонаж, напрочь лишённый человеческих слабостей. Он не имеет конфликтов с кем бы то ни было – драматургически необходимых в кино и неизбежных в реальной жизни. Единственная, кажется, за всю картину попытка создания конфликта – периодические трения героя с тренером Стрельниковым – выглядит притянутой за уши, особенно учитывая, что после каждого такого случая они официозно приносят друг другу извинения.

Отношения героя с остальными персонажами сводятся к неким символическим транзакциям, поскольку их всех трудно назвать полноценными кинематографическими характерами – и семья Сапиева, и коллеги, и чины из национального спорта – все сплошь одномерные фигуры, присутствующие в фильме в качестве неких идеальных функций («идеальный отец», «идеальные другие боксёры» и т.д.) и проговаривающие фразы словно из пресс-релизов.

В фильме также отсутствует важнейшая для спортивной драмы вещь – Значимый Противник. Кто был таковым для героя, завязывалось ли с кем-нибудь принципиальное противостояние, опасался ли он кого-то больше других на ринге – всё это необходимый двигатель спортивного кино. И даже если в реальности такового не было, то в кино это создаёт необходимый накал эмоций, драму, борьбу.

А «Боксёр» в итоге сводится к борьбе героя с самим собой и своими ошибками. Хотя и в это трудно поверить, уж настолько он безупречен.

Сама по себе структура фильма, выбранная Сатаевым, тоже протокольная и официозная. Через весь фильм сквозной линией проходит интервью, которое Сапиев даёт журналистке Динаре Сатжан. Заданный ею вопрос иллюстрируется соответствующим эпизодом фильма, и после каждого, подытоживая, главный герой произносит какую-то шаблонную фразу.

Такой однообразный нарратив периодически оживляется сценами тренировок и боёв Серика под динамичный хип-хоп-саундтрек, и это, наверно, самые увлекательные моменты фильма, извлекающие героя на какое-то время из общей атмосферы мотивационного промо.

Исполнитель главной роли, дебютант Смадиар Сабыров рассказывал на пресс-конференции о том, какой долгий и трудный путь спортивной подготовки он проделал под надзором самого Сапиева. И – надо отдать ему должное – Сабыров действительно в аутентичной спортивной форме, его манера боя действительно похожа на Сапиева, однако о его актёрских способностях трудно сказать что-то определённое. Тот самый тотальный пиетет и необходимость играть не человека, а символ и абстракцию, приводят к тому, что весь фильм Смадиар никак не может избавиться от интонаций диктора национального телевидения.

Есть, конечно, в «Боксёре» и трогательные моменты вроде той самой победы в Лондоне, финального боя, за которым следил весь Казахстан, но они и не могут не быть трогательными. В целом же хотелось окунуться в сложную и многообразную жизнь интересного спортсмена и человека, а вместо этого получился официозный промо-фильм про героя из бронзы.

Лента новостей

все новости