Фавориты премии «Оскар», не показанные в Казахстане: «Эмилия Перес», «Анора», «Бруталист», «Мальчишки из «Никеля»

cover

В понедельник будут объявлены лауреаты премии Американской киноакадемии. В этом году следить за «оскаровской» гонкой, как минимум, любопытно хотя бы потому, что явных фаворитов в основной номинации нет. Но что ещё интереснее, Академия продолжает курс на разнообразие, и половина номинантов (как и в прошлом году) до казахстанского проката просто не дошла. Впрочем, эти фильмы всё равно не пользовались бы спросом у отечественного зрителя. Почему?

Скандальная «Эмилия Перес»

Самый громкий фильм года от режиссёра Жака Одиара, который, кажется, окончательно потерял шансы на главную статуэтку. Мюзикл французского мэтра рассказывает о том, как адвокатесса Рита получает необычный заказ от главы мексиканского картеля Хуана дель Монте. Нужно помочь ему полностью сменить личность, найдя врачей, которые сделают из бандита уважаемую даму по имени Эмилия Перес.

Пожалуй, тут даже не нужно объяснять, почему подобный сюжет в Казахстане вряд ли привлёк бы большую аудиторию.

Что касается самой картины, то, если оставить за скобками оскандалившуюся Карлу Софию Гаскон (исполнительницы роли Хуана – Эмилии) с её неоднозначными старыми постами в соцсетях, мы останемся с довольно изобретательной и провокационной работой, сопровождаемой весьма ярким саундтреком, что для мюзикла крайне важно. 

Но беда в том, что картина крайне разозлила мексиканцев, обвинивших француза Одиара в том, что он изобразил и саму Мексику, и её жителей стереотипно.

Дошло до того, что местные кинолюбители сняли пародию, которая покажется гомерически смешной тем, кто посмотрел «Эмилию Перес».

Интересно, конечно, и то, что скажет Зои Салдана, считающаяся фавориткой в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (у неё уже есть «Золотой глобус» и BAFTA), учитывая, что несколько лет назад она извинялась перед аудиторией за то, что оказалась «недостаточно чёрной» для роли Нины Симон в фильме «Нина». Как бы сейчас ни пришлось извиняться за то, что оказалась «недостаточно мексиканкой» для роли Риты.

Не менее скандальная «Анора»

Фильм Шона Бэйкера не доехал до нашего проката, хотя, как ни странно, был показан в якобы изолированной (что на самом деле не так) от мировой киноиндустрии РФ.

Впрочем, есть подозрение, что наши прокатчики не стали рисковать из солидарности с коллегами из Узбекистана. Так же, как соседние страны в своё время не брали в прокат фильмы дилогии «Борат».

Дело в том, что «Анора» сразу после показа и последующей победы в конкурсе Каннского кинофестиваля вызвала негодование Агентства кинематографии Узбекистана:

«Причисление девушки азиатской внешности, сыгравшей в фильме роль стриптизёрши, к узбечкам вызвано завистью к происходящим в Узбекистане реформам.

После цифрового релиза на «Анору» обрушились и российские зрители. 

Многим не понравилось стереотипное изображение русских зажравшимися олигархами и бандитами. Иронично, не правда ли, на четвёртый год войны?

Впрочем, если отбросить политику, то, по-моему, «Анора» – один из самых светлых и трогательных фильмов в списке номинантов. Бэйкер, как и в прежних картинах, проявляет безграничную любовь к героям, каждый из которых по-своему глубоко несчастен. Собственно, отсюда и непонятая частью зрителей номинация актёра Юры Борисова за мужскую роль второго плана. Ведь именно через незамутнённый взгляд Бейкер пытается показать сочувствие ко всем этим обитателям королевства кривых зеркал.

Вполне вероятно, за счёт обаятельной Майки Мэдисон, «Анора» зашла бы определённой аудитории в нашей стране, но большинство, скорее всего, возмутилось бы, что казахстанцам предлагают сопереживать проститутке азиатского происхождения.

Невыносимо-безупречный «Бруталист»

Монументальный, как его название, проект режиссёра Брэйди Корбета и студии «A24», которая стала чем-то вроде Miramax в 1990-2000-е – то есть, главной кузницей ярких и самобытных авторов.

«Бруталист» рассказывает о венгерском архитекторе Ласло Тоте, перебравшемся в США после Второй Мировой войны. Страдая некоторое время от нищеты, чувства вины, тоски и наркотической зависимости, он получает заказ на строительство огромного общественного центра от богатого бизнесмена. 

«Бруталист» – кино, насколько безупречное в плане стиля, художественных и технических решений, настолько же невыносимое в плане просмотра.

Фильм определённо перекликается с лауреатами прошлого года «Оппенгеймером» и «Зоной интересов», но, в сравнении с первым, ему не хватает динамики повествования, а для второго он оказался избыточно эмоционален, во многом за счёт игры Эдриана Броуди. Актёр наиграл себе на ещё один «Оскар», при этом явно догадываясь, что сыграл Пианиста-2. И это тоже, надо сказать, подвиг, достойный наград и аплодисментов.

В казахстанском прокате фильм, скорее всего, прошёл бы незаметно: пара кинотеатров с барского плеча дала бы по сеансу в день, ведь на место «Бруталиста» по хронометражу поместилось бы сразу три казахстанских кассовых фильма.

Тяжёлые «Мальчишки из «Никеля»

Фильм РаМелла Росса чудом проскочил в основной список номинантов. В основе сценария лежит одноимённая повесть лауреата Пулитцеровской премии Колсона Уайтхеда, рассказывающая о жестокости, насилии и убийствах в исправительном учреждении для несовершеннолетних.

Дебютный игровой фильм документалиста Росса, по-настоящему, тяжело смотреть, не только из-за выбранной темы, но и весьма специфической подачи. 

Практически всё происходящее мы видим от лица двух главных героев – Элвуда и Тёрнера. Таким образом, режиссёр хотел передать весь тот ужас, который переживают главные герои, но сильно усложнил восприятие обычным зрителем.

Более того, так как героев двое, то не всегда понимаешь, чьими именно глазами мы сейчас видим события.

Пожалуй, ближайшей отсылкой может стать фильм «Сын Саула» Ласло Немеша, завоевавший «Оскар» девять лет назад в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Мальчишки», вполне вероятно, получат премию за лучший адаптированный сценарий (собственно, только в этой номинации и в главной фильм и представлен), но к просмотру эту картину я бы точно не рекомендовал.

Лента новостей

все новости