Американская мечта с русским акцентом и такая разная Азия – чем закончился Каннский кинофестиваль

cover

Накануне завершился Каннский фестиваль. «Золотую пальмовую ветвь» получил один из фаворитов — драмеди «Анора» американского режиссёра Шона Бейкера о неравном браке секс-работницы из Нью-Йорка и сына русского олигарха. Задорный, весёлый, со смыслом, по мнению большинства критиков, фильм оказался в фестивальной иерархии выше других конкурентов с более драматическими сюжетами и даже судьбами.

Главную награду многие прочили картине «Семя священного инжира» иранского режиссёра Мохаммада Расулофа. Это актуальное политическое кино о протестах оппозиции в Тегеране (история отсылает к гибели Махсы Амини, арестованной за несоблюдение правил ношения хиджаба в 2022 году), но рассказанное от лица врага — судебного следователя, который однажды теряет выданный пистолет, что приводит к череде жутких для его семьи событий.

За несколько дней до фестиваля диссидент Расулоф, приговорённый к восьми годам заключения прямо во время работы над фильмом, сбежал из страны и смог выступить перед показом, рассказав, какие проблемы возникают у иранских кинематографистов, и что другие члены съёмочной группы также могут понести наказание. На пресс-конференции он призвал не бояться давления и цензуры. В итоге «Семя священного инжира» получило только как будто «утешительные» награды: спецприз жюри и приз ФИПРЕССИ от кинокритиков.

Грета Гервиг, возглавившая в этом году жюри, выбрала то, что ближе сердцу, — не только с творческой точки зрения, но даже географической. Доминанта англоязычных фильмов в конкурсе вполне закономерно привела к тому, что «Золотую пальмовую ветвь» забрал американский фильм «Анора». Правда, с самым что ни на есть русским акцентом. 

Главные герои — обильно матерящиеся и выпивающие избалованные русские олигархи и их приспешники, сыгранные в том числе российскими актёрами Марком Эйдельштейном, Юрой Борисовым, Дарьей Екамасовой и Алексеем Серебряковым.

Сама бруклинская секс-работница Анора в исполнении Майки Мэдисон, чьё имя вынесено в заглавие фильма, тоже периодически говорит по-русски, хотя её семейные корни уходят в Центральную Азию — Узбекистан.

Шон Бейкер – характерный представитель независимого кино США, его одновременно смешная и грустная, но также заряженная адреналином картина «Мандарин» о двух транспроститутках была снята фактически на обыкновенный iPhone 5S. Бейкер участвует в каннском конкурсе второй раз: в 2021 году он приезжал на набережную Круазетт с «Красной ракетой», драмеди о бывшем порноактёре. Тема секса — одна из главных в творчестве режиссёра, посвятившего «Анору» всем секс-работникам «прошлого, настоящего и будущего».

Подобным американским инди-направлением, кажется, можно объяснить выбор под руководством Гервиг: в 2000-10-е она сама начинала как мамблкорщица, то есть снимала низкобюджетные трагикомедии с сюжетами «из жизни» и сама снималась в них. А может, в этом можно увидеть рифму с её же куда более масштабной, уже голливудской «Барби» — не зря оба фильма названы в честь своих романтичных героинь, мечтающих изменить жизнь, но неизбежно сталкивающихся с разочарованиями. Для Аноры и её новоиспеченного мужа Вани весёлое лас-вегасское приключение заканчивается довольно суровым отрезвлением. 

Кстати, предыдущим американцем, побеждавшим на французском фестивале, был Терренс Малик с «Древом жизни» в 2011 году. А вот дистрибьюторская компания Neon, ставшая одним из главных проводников арт-мейнстрима, «угадывает» с победителем Канн уже пятый раз подряд после «Паразитов», «Титана», «Треугольника печали» и «Анатомии падения».

Гран-при, вторая по значимости награда, был отдан индийской поэтической драме «Всё, что мы представляем как свет» о трёх женщинах, которые работают в больнице Мумбаи, — практически бессюжетной, по словам критиков, и снятой в документальной манере.

Режиссёрка Паял Кападиа начинала как документалистка, и это её дебют в игровом кино. Индийское кино не было представлено в основном каннском конкурсе 30 лет — с 1994 года, когда за «Золотую пальмовую ветвь» боролся фильм «Приговорённая». 

Приз жюри ушёл не менее сумасшедшему, чем «Анора», фильму. «Эмилия Перес» — испаноязычный мюзикл о бывшем главе мексиканского наркокартеля, который совершил транспереход и стал женщиной, мечтающей воссоединиться с женой и детьми.

Помимо мюзикла, это ещё и триллер — и даже комедия!

Изначально задуманная как опера картина была спродюсирована компанией Saint Laurent Productions, киноподразделением дома моды Yves Saint Laurent, которая активно «захватывает» Канны: при её поддержке сейчас в конкурсе оказались «Саван» Дэвида Кроненберга и «Парфенопа» Паоло Соррентино (оба ушли ни с чем, как и, например, фильмы Фрэнсиса Форда Копполы, Андреа Арнольд и Цзя Чжанкэ). А в прошлом году она привезла на фестиваль вестерн-короткометражку «Странный образ жизни» Педро Альмодовара — с его творчеством и сравнивают «Эмилию Перес», снятую французом Жаком Одиаром, который взял «Золотую пальмовую ветвь» в 2015 году с фильмом «Дипан».

Заодно «Эмилия Перес» отметилась наградой за лучшую женскую роль — в данном случае роли. Её разделили все актрисы — Адриана Пас, Зои Салдана, Селена Гомес, сыгравшая жену наркобарона, и Карла София Гаскон, исполнительница заглавной роли и трансженщина в реальной жизни.

Приз за лучшую мужскую роль тоже разделился необычным образом — лауреатом стал Джесси Племонс, исполнивший в новой работе Йоргоса Лантимоса «Виды доброты» сразу нескольких ролей (фильм состоит из разных сюжетных новелл) и в очередной раз подтвердивший, что он один из самых интересных актёров современности — каким был, например, Филип Сеймур Хоффман.

Лучший режиссёр фестиваля — португалец Мигель Гомеш, снявший убаюкивающую и частично чёрно-белую историческую драму «Большое путешествие» о похождениях британского госслужащего Эдварда в Азии начала XX века, бегущего в запое от собственной невесты Молли по местам нынешних Таиланда, Вьетнама, Филиппин и других стран, а та идёт за ним по пятам. Кадры прошлого, стилизованные под старое голливудское кино, миксуются с документальными видами современных городов, на первый план выходит столкновение Востока и Запада, а сам Эдвард вскоре уступает повествование Молли — весьма показательно, так как сюжеты про женщин оказались одними из главных в этом году.

Так, приз за лучший сценарий ушел боди-хоррору (конкурент Кроненберга!) «Вещество» француженки Корали Фаржа, также считавшемуся одним из фаворитов — победи фильм в главной номинации, перед нами было бы повторение результата «Титана» Жюли Дюкорно. Благодаря загадочному препарату героиня Деми Мур, уволенная с телевидения, превращается в двадцатилетнюю красавицу (Маргарет Куэлли) — правда, со всеми вытекающими (в буквальном смысле) последствиями в рамках жанра.

Напомню, что во время фестиваля также проходил Central Asian Coproduction Workshop, где авторы из Центральной Азии представляли свои проекты: помимо фильма «Нога» Шокира Холикова, где участвуют продюсеры из Казахстана, Франции, Германии и Италии, были презентованы такие казахстанские работы как «Платить по счетам» Асель Аушакимовой и «Январские волки» Адильхана Ержанова.

Лента новостей

все новости