Канны-2024: «старый» Новый Голливуд, Трамп и Лимонов, свежий Лантимос

cover

Сегодня, 14 мая открывается 77-й Каннский кинофестиваль. Мир в огне, фестивали тоже — за последний год, кажется, ни один смотр из большой тройки не может обойтись без угрозы со стороны: блэкаут (Канны-2023), голливудские забастовки (Венеция-2023), скандальные ультраправые депутаты (Берлин-2024). На этот раз Каннам угрожает забастовка сотрудников самого фестиваля, которые жалуются на низкие зарплаты и отсутствие страховых выплат по безработице. Но наш основной рассказ — о ключевых фильмах программы.

Символом нынешнего фестиваля стал успокаивающий, пацифистский постер, вдохновлённый поздним фильмом Акиры Куросавы «Августовская рапсодия», где изображена семья, когда-то пережившая ядерную бомбардировку Нагасаки и теперь словно взирающая на знаменитую пальмовую ветвь в небе. Даже катастрофа не может сломить людей, если они вместе, — вот актуальный комментарий к нынешнему дню. Организаторы подчеркивают: важно видеть вокруг гармонию, а кино должно в этом помогать.

Своеобразный японский сюжет дополняет и по-настоящему оригинальное решение дирекции фестиваля — почётная «Золотая пальмовая ветвь» будет присуждена студии Ghibli, выпустившей в конце прошлого года «Мальчика и птицу», другую важную картину о войне и мире. Впервые такую награду вручают не отдельному деятелю кинематографа, а целому коллективу. И в этом тоже видится знак примирения, необходимости быть рядом друг с другом.

Из других необычных явлений — в конкурсную программу попал французско-бельгийский анимационный фильм «Самый ценный товар» от режиссёра «Артиста» Мишеля Хазанавичуса про судьбу еврейского ребёнка во время холокоста. Последней анимацией, которую брали в конкурс Канн, был израильский «Вальс с Баширом» (2008) о войне в Ливане, а до этого — экранизация знаменитого комикса «Персеполис» (2007) об исламской революции. Видно продолжение линии «взрослой» и политически актуальной анимации.

Однако основное внимание критиков привлекло другое. Давно в конкурсе не было такого количества англоязычных фильмов — целых десять, почти половина от общего количества (для сравнения, в 2018 году было лишь два). 

С новыми работами возвращается «старая гвардия» Нового Голливуда, и тут самым важным и интригующим фильмом можно назвать «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, легендарный проект-долгострой, о котором режиссёр мечтал более сорока лет, ещё со времен «Апокалипсиса сегодня».

Коппола, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» (вторую ему со скандалом принёс как раз «Апокалипсис сегодня», рассоривший жюри и дирекцию и, в итоге, поделивший приз с антивоенным трагифарсом «Жестяной барабан»), вложил в «Мегалополис» около 120 миллионов долларов личных средств, что вполне соответствует духу фильма. Адам Драйвер играет здесь амбициозного архитектора, который хочет перестроить в мире будущего Нью-Йорк, но сталкивается с могущественным врагом в лице мэра.

«Мегалополис» — вольная экранизация (если это слово тут вообще уместно) древнеримского трактата «О заговоре Катилины», и, похоже, такая оригинальность (или неподъёмность и недоступность?) фильма отпугивает дистрибьюторов в США. Сейчас борьбу за него ведут только Amazon и Apple. Тем не менее Копполе повезло попасть в основной конкурс, в отличие от Мартина Скорсезе с такими же эпическими «Убийцами цветочной луны» в прошлом году.

Пару Копполе составляет Пол Шредер, не менее важный режиссёр-ветеран, сценарист «Таксиста» и автор возмутительных постов в Facebook о кино (и не только), с драмой «О, Канада» об умирающем документалисте, которого играют сразу Ричард Гир и Джейкоб Элорди. 

Наконец, в начале и конце фестиваля будут чествовать Мерил Стрип и Джорджа Лукаса, других икон Нового Голливуда, — им также вручат почётные «Золотые пальмовые ветви».

В каннской обойме, конечно, и европейские авторы — помоложе, но такие же солидные. Только-только отстрелявшийся с «Бедными-несчастными» Йоргос Лантимос представляет «Виды доброты» (удачное название в рамках фестиваля) со своим уже постоянным составом — актрисой Эммой Стоун и сценаристом Эфтимисом Филиппу, с которым он работал ещё над греческими картинами. Это фильм из нескольких новелл с привычно странными, в духе Лантимоса, сюжетами, а главные роли сыграли Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли и Хантер Шафер.

Последняя появляется в другой конкурсной работе — вдохновлённой античной мифологией «Парфенопе» Паоло Соррентино, где также снялся Гэри Олдман в роли реального американского писателя Джона Чивера, прозванного «Чеховым из пригорода». 

На экранах появятся и более неоднозначные герои из жизни, собравшие вокруг себя как горячих поклонников, так и яростных ненавистников, — Дональд Трамп и Эдуард Лимонов.

Хотя бы с актёрской точки зрения это наверняка одни из самых интересных работ фестиваля. Бывшего (и, возможно, будущего) президента США сыграл Себастьян Стэн, а скандального российского писателя и политика — британец Бен Уишоу (сам Лимонов, кстати, когда-то выражал пожелание, чтобы его сыграл Джонни Депп). «Ученик» и «Лимонов, баллада об Эдичке» — преимущественно англоязычные проекты, хотя сняты шведским режиссёром иранского происхождения Али Аббаси и россиянином Кириллом Серебренниковым. Канны не столь политизированы, как, например, Берлинале, но тут, скорее всего, избежать дискуссий просто не получится.

Другое громкое политическое событие конкурса — участие фильма «Семя священного инжира» иранца Мохаммада Расулофа, чья трагическая история бурно разворачивалась за несколько дней до начала фестиваля. После включения картины в конкурс иранские власти приговорили Расулофа к восьми годам заключения за «участие в сговоре с намерением совершить преступление против безопасности страны», посчитав таковым его фильмы, но 13 мая стало известно, что режиссёр сумел покинуть Иран и сейчас находится в Европе.

В основном же политика ушла в спецпоказы (например, документальные фильмы с говорящими названиями «Вторжение» украинца Сергея Лозницы и «Красавица из Газы» француженки Иоланды Зоберман) и во внеконкурсную программу (абсурдная комедия от культового режиссёра Гая Мэддина с Кейт Бланшетт «Слухи» о лидерах G7, которые внезапно теряются в лесу).

В целом, нынешний фестиваль, как обычно, пестрит громкими именами: Дэвид Кроненберг, Андреа Арнольд, Жак Одиар, Леос Каракс, Шон Бейкер, Цзя Чжанкэ, Квентин Дюпьё и многие другие. Разбираться в этом разнообразии и судить фильмы предстоит жюри во главе с Гретой Гервиг, куда также вошли Ева Грин, Хирокадзу Корээда и Лили Гладстоун.

В течение этого года фестивальные картины будут добираться до широкой аудитории, что-то наверняка стоит ждать на «Оскаре», но уже скоро у казахстанских зрителей будет возможность увидеть один из первых фильмов — отечественная премьера приквела «Безумного Макса» состоится практически одновременно с каннской.

И необходимо отметить казахстанское присутствие на Лазурном берегу. Режиссёр из Узбекистана Шокир Холиков (его талантливо снятая картина «Воскресенье» удостоилась приза за режиссуру на алматинском кинофестивале Bastau) в рамках Central Asian Coproduction Workshop представит свой новый проект под названием «Нога», над которым в содружестве с Францией, Германией, Италией сейчас работают и казахстанские кинематографисты — например, продюсерка Айгерим Сатыбалды и оператор Еркинбек Птыралиев, снимавший «Степного волка» Адильхана Ержанова.

Лента новостей

все новости