Уроки истории, рок-н-ролл и скандалы: в Венеции открывается кинофестиваль

cover

30 августа начинается 80-й Венецианский кинофестиваль. В программе фильмы Дэвида Финчера, Софии Копполы, Уэса Андерсона, Йоргоса Лантимоса и других именитых режиссёров. Однако фестиваль проходит во время забастовок голливудских гильдий, сценарной и актёрской, а это значит, что премьерные красные дорожки, за редкими исключениями, будут пустовать. И это сказалось в том числе на церемонии открытия.

За две недели «Претенденты» (новая работа Луки Гуаданьино – «Назови меня своим именем») сначала получили статус фильма открытия фестиваля, а затем лишились его. Как ни бился, по словам директора форума Альберто Барберы, режиссёр за сохранение этого почётного права, студия MGM оказалась решительно против: в разгар актёрской забастовки невозможно проводить промокампанию спортивной мелодрамы с Зендеей в главной роли без самой актрисы.

Так что Венеция откроется домашней картиной «Команданте» – исторической драмой о капитане итальянской подлодки во время Второй мировой войны, который решает спасти тонущий экипаж вражеского судна после его подбития. Итальянского кино в основном конкурсе достаточно много, и в фокусе также находится прошлое: например, драма «Долгожданный рассвет» с Лили Джеймс, Джо Кири и Уиллемом Дефо рассказывает о «Голливуде на Тибре» 1950-х годов – легендарной студии Cinecittà, где работал Федерико Феллини.

Исторический сюжет кажется главным на нынешнем фестивале. Разброс временных рамок большой: от Скандинавии XVIII века («Меч короля» с Мадсом Миккельсеном в роли королевского солдата на землях Ютландии) до границы Польши и Беларуси в 2020-х (социальная драма Агнешки Холланд «Зелёная граница», посвященная мигрантам). А во французской драме Бертрана Бонелло с Леа Сейду «Предчувствие» действие и вовсе заключено в промежуток 1910-2044 годов.

Из американских фильмов, для которых Венецианский кинофестиваль традиционно становится трамплином перед «оскаровским» сезоном, получилась подборка о незаурядных личностях, в основном, XX века. 

София Коппола привезла ответ Базу Лурману и его «Элвису» – её «Присцилла» поставлена по мемуарам жены короля рок-н-ролла; главные роли играют Кейли Спейни («Мейр из Исттауна») и Джейкоб Элорди («Эйфория»). Премьеру посетит сама Присцилла Пресли.

Культовый режиссёр Майкл Манн («Схватка») возвращается в кино после восьмилетнего перерыва с байопиком об Энцо Феррари. Возможно, до острова Лидо даже доедут звёзды Адам Драйвер и Пенелопа Крус: гильдия актёров разрешила продвижение картины, поскольку среди студий-производителей нет мэйджоров. Актёры «Присциллы», кстати, также получили от гильдии зелёный свет.

Вне конкурса покажут короткометражную экранизацию Роальда Даля «Чудесная история Генри Шугара» Уэса Андерсона с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли о приключениях богача и азартного игрока, плюс последний фильм Уильяма Фридкина, умершего в августе этого года, «Военный трибунал по делу о мятеже на «Кейне». Лента рассказывает об экипаже корабля, отстранившем психически неуравновешенного капитана от командования во время шторма.

Наконец, Брэдли Купер продолжает режиссёрскую карьеру – и снова фильмом о музыке. «Маэстро» посвящён композитору и дирижеру Леонарду Бернстайну, которого сыграл сам Купер, и его отношениях с женой Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган). Брэдли подхватывает модный стиль других байопиков вроде «Блондинки» и «Оппенгеймера», сочетая цветное и чёрно-белое изображение, однако в своей противоречивости больше наследует первой. Так, возмущение общественности вызвал загримированный нос актёра – его сочли слишком большим, что сделало образ, по словам критиков, похожим на антисемитскую карикатуру. За Купера, однако, уже вступились дети Бернстайна.

Отвечать на неудобные вопросы пришлось и Альберто Барбере. В этом году в Венецию попали фильмы Романа Полански, Вуди Аллена (оба – вне конкурса) и Люка Бессона. Напомню, ранее режиссёров обвиняли в сексуализированном насилии, однако, как напомнил директор фестиваля, факт преступлений Аллена и Бессона не был доказан, а Полански «был прощён жертвой». Барбера добавил, что он не судья, и разделяет авторов и их творчество.

Действие фильма Полански «Дворец» происходит в 1999 году в швейцарском отеле накануне Нового года, и выглядит это всё как смесь Рубена Эстлунда и Уэса Андерсона с Микки Рурком, Фанни Ардан и российским актёром Александром Петровым в главных ролях.

«Великая ирония» Аллена, снятая на французском языке, рассказывает о любовном треугольнике из благополучной пары и бывшего одноклассника героини. Триллер (!) в духе алленовского же «Матч-пойнта» выйдет в кинотеатрах Казахстана в конце сентября.

«Догмен» Бессона уже называют громким возвращением режиссёра к собственным корням и сравнивают с культовыми «Леоном» и «Подземкой» – должно быть, вдохновил успех «Аннетт» Леоса Каракса, с которым Люка когда-то объединял стиль необарочного кинематографа. Мрачная история в духе «Джокера» рассказывает о травмированном молодом человеке (Калеб Лэндри Джонс), над которым в детстве издевался отец, запирая в собачью клетку. С тех пор он иногда переодевается в женскую одежду и окружает себя верными собаками, которые помогают ему бороться с преступниками.

Сюжет о трансформациях – психических или физических – идёт параллельно историческому. В конце концов, один из главных фильмов фестиваля – «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, парафраз истории о Франкенштейне и его монстре. Эмма Стоун играет женщину, которую оживляет после смерти эксцентричный ученый (снова Уиллем Дефо), после чего она отправляется путешествовать по свету.

В паре к нему – выходящая в октябре на Netflix мистическая чёрная комедия «Граф» чилийца Пабло Ларраина о 250-летнем диктаторе Аугусто Пиночете, который прожил столько благодаря вампиризму, но всё же решает уйти на покой.

Несколько особняком стоят два фильма – «Убийца» и «Зла не существует». Холодный триллер о мести Дэвида Финчера, снятый в рамках контракта режиссёра с Netflix, станет возвращением Майкла Фассбендера в кино после небольшого перерыва. Он играет ошибившегося на задании киллера, который пускается в бега и размышляет о своей жизни. Сюжет очень похож на экзистенциальную классику жанра «Самурай» с Аленом Делоном и снят по мотивам французского комикса. Альберто Барбера уже намекнул, что картина Финчера захватывает дух и наверняка станет участником «оскаровской» гонки.

«Зла не существует», один из немногих азиатских фильмов в Венеции, снял Рюсукэ Хамагути, режиссёр ленты «Сядь за руль моей машины». История крутится вокруг строительства глэмпинга на окраине японской деревни, которое приносит местным жителям проблемы. Как и в 2022 году, Хамагути может рассчитывать на шорт-лист «Оскара».

Оценивать фильмы будет жюри во главе с Дэмиеном Шазеллом, в состав также входят Мартин Макдона («Банши Инишерина»), Джейн Кэмпион («Власть пса»), Миа Хансен-Лёв («Остров Бергмана») и Лора Пойтрас, чей документальный фильм «Вся красота и кровопролитие» в прошлом году получил главный приз фестиваля. Будет ли их решение столь же неожиданным, как вынесенное год назад, сказать сложно, но Шазеллу, вероятно, придётся обойти вниманием музыкальные фильмы, чтобы сохранить интригу до конца.

Лента новостей

все новости