Искусственный интеллект, инфляция и права. Что беспокоит бастующих актёров США?

cover Актёр Марк Руффало во время забастовки

Что ни день, то исторический момент: на прошлой неделе профсоюз актёров США (SAG-AFTRA) впервые с 1960 года присоединился к забастовке голливудских сценаристов, требуя улучшений условий труда. Одним из камней преткновения в переговорах со студийным руководством, по-прежнему, остаётся использование новых технологий – нейросетей, с помощью которых продюсеры хотят снимать кино, вероятно, в ущерб работникам индустрии. Киновед Пётр Вихров – о развитии ситуации на фабрике грёз и том, чем всё это может обернуться.


Что происходит?


Последние несколько дней события в Голливуде напоминают голливудский же фильм. Два с половиной месяца американские сценаристы добиваются профессиональной справедливости, но, несмотря на уже нанесённый индустрии ущерб (например, многие проекты меняют даты выхода или закрываются вовсе), диалога со студиями-мейджорами в лице Альянса продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов пока не предвидится.


Более того, недавно были опубликованы циничные заявления боссов, которые намерены истощить терпение и силы забастовщиков – пустой кошелёк вернёт их к работе. На роль главного злодея определили CEO Disney Боба Айгера, который открыто критикует забастовки, при этом получая почти тридцатимиллионную годовую зарплату.



Теперь, словно по законам остросюжетного кино, на подмогу сценаристам прибыла «кавалерия»: актёрский профсоюз численностью 160 тысяч человек не стал продлевать контракт с Альянсом и в полночь 14 июля присоединился к забастовке. Теперь его члены, среди которых, кстати, не только американские звёзды (например, туда входит британец Гэри Олдман), должны соблюдать ряд правил: не участвовать в съёмках проектов (причём, не только, собственно, играть – нельзя даже петь и танцевать на камеру) и их продвижении (в том числе, участвовать в фестивальных показах, давать интервью и т.д.), не проходить пробы и многое другое.



Серьёзность намерений уже продемонстрировали актёры из «Оппенгеймера» Эмили Блант, Киллиан Мёрфи, Флоренс Пью и Мэтт Дэймон, которые досрочно покинули премьеру фильма в Лондоне. Кристофер Нолан поддержал их решение, и похоже, июль – последний месяц, когда мы видим улыбающихся и позирующих звёзд, как, например, Тома Круза или Марго Робби, с билетами на потенциальные хиты бокс-офиса – «Миссия: невыполнима. Смертельная расплата, часть 1» и «Барби» успели запрыгнуть на уходящий поезд.



Когда это закончится?


Сколько продлится забастовка, неизвестно. В 1986 году актёры бастовали всего 14 часов, зато в 1980-м – 94 дня, а в 1960-м, когда профсоюз возглавлял Рональд Рейган, и актёры солидаризировались со сценаристами, аж 148 дней.


Непривычную пустоту, скорее всего, можно будет заметить уже на двух ближайших событиях, связанных с кино: Comic-Con в Сан-Диего (начинается 19 июля) и Венецианском кинофестивале, традиционно собирающем крупные голливудские релизы, который стартует 30 августа.


Эксперты предупреждают, что речь может идти о месяцах забастовки, а глава профсоюза Фрэн Дрешер заявляет, что участники готовы протестовать сколько потребуется – возможно, до конца года.


Правда, отдельные соглашения на съёмки заключать всё же можно – но только с по-настоящему независимыми студиями, которые не относятся к Альянсу, и с одобрения профсоюза.


Актёр и продюсер Джейсон Судейкис на акции, посвящённой забастовке


Уже идёт речь о заморозке производства сиквелов «Гладиатора» и «Битлджуса» (интересно, что первый из оригинальных фильмов вышел 23 года назад, второй – 35 лет, и получилось, что для продолжений выбрано максимально неудачное время), а также триквела «Дэдпула», ребута «Фантастической четвёрки», сериала по вселенной «Чужого» и ряда других проектов. Зато второму сезона «Дома Дракона» повезло – съёмки проходят в Великобритании, где установлены свои правила и поддерживать забастовку запрещено.


Актриса Сьюзен Сарандон на акции, посвящённой забастовке


Чего хотят участники?


Актёры и актрисы готовы вернуться к работе лишь после выполнения требований. Ключевыми являются:


– повышение заработной платы из-за инфляции;


– новые модели сериального производства (более короткие сезоны при бóльших промежутках между ними);


– справедливые отчисления процентов прибыли после показа фильмов и сериалов на стримингах (так называемые residuals), особенно в случае их успеха;


– определение порядка самопроб (self-taped auditions), ставших популярными в период пандемии COVID-19.


Но главным пунктом (по крайней мере, для заголовков) стала тревога по поводу AI, с помощью которого можно будет создавать библиотеки оцифрованных образов актёров, например, массовки, фактически с бессрочным пользованием и без согласия участников. На данном этапе предполагаются разовые выплаты, то есть непосредственно за съёмочную смену, когда образ был скопирован, а не за любые дальнейшие манипуляции. Интересно, что студиям уже пришлось столкнуться с заменой актёров – правда, не так, как думали. На премьере фильма «Особняк с привидениями» в «Диснейленде» было решено заменить актёров на аниматоров в образах героев на красной дорожке.


Актёр Кевин Бейкон на акции, посвящённой забастовке


Получится ли?


Если сценаристы преимущественно остаются в тени в массовом восприятии (исключение могут составлять разве что суперзвёзды вроде Крейга Мейзина, автора «Чернобыля» и «Одних из нас»), то актёрский протест будет куда заметнее, причём уже в ближайшее время, благодаря соцсетям и торжественным премьерам.


Забастовки, очевидно, всё-таки вынудят Альянс пересмотреть условия работы и провести некую реструктуризацию системы, которая и так началась в кабинетах: иронично, но при потере контента из-за протестов стриминговые платформы сейчас довольно активно оптимизируют библиотеки, избавляясь от уже вышедших неудачных проектов, чтобы уменьшить налоги. Так, в корзину ушла диснеевская фантастика «Кратер» с рэпером Kid Cudi, а «Бэтгёрл», снятая для Max, даже не дошла до зрителей.


«Пусть победит сильнейший» –  похоже, таким принципом сейчас руководствуются стороны. И остаётся надеяться, что финал у истории будет голливудский – хэппи-энд.

Лента новостей

все новости