Берлинский кинофестиваль: домашнее настроение, трения в жюри, оператор из Казахстана в конкурсе

cover

В столице Германии начался 74-й Берлинский фестиваль. Его итоги члены жюри подведут 25 февраля, но уже понятно, что этот киносмотр исторический. Подходит к концу экспериментальное «двоевластие» Берлинале: заканчиваются полномочия Карло Чатриана и Мариэтте Риссенбек, их сменит Триша Таттл, много лет возглавлявшая Лондонский кинофестиваль.

С 2020 года Карло Чатриан занимал должность арт-директора, а Мариэтте Риссенбек – исполнительного директора Берлинского кинофестиваля. Период их работы выпал на сложные времена (взять хотя бы пандемию коронавируса), подчас приходилось принимать радикальные решения, и, кажется, это привело к тому, что министерство культуры Германии попросило дуэт на выход, даже несмотря на подписанное кинематографистами письмо в поддержку Чатриана, и вернулось к принципу одного руководителя.

При Чатриане – Риссенбек сократилась доля собственно немецкого кино в программе, зато появился не слишком понятый аудиторией параллельный конкурс «Столкновения» (Encounters), где собраны экспериментальные работы с максимально размытым принципом отбора (как будет справляться с этим Таттл, вопрос интересный). Кроме того, было решено отказаться от гендерного распределения призов за лучшую роль. В списках также поубавилось голливудских звёздных фильмов – может, для высоколобых снобов шаг и хороший, но теперь Германия озабочена возвращением престижа Берлинале, сдающего позиции на фоне каннского и венецианского «коллег», где звёзды – завсегдатаи.

Отмечу и скандал с приглашением участников ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), которым в итоге запретили появляться на Берлинале под давлением общественности: в стране проходят многотысячные митинги против АдГ, продвигающей жёсткие антимиграционные законы.

Короче говоря, главный сюжет фестиваля пока разворачивается не на экранах, а в реальности.

Вопрос об отношении к участникам АдГ журналисты, кстати, задали председательнице жюри актрисе Лупите Нионго, первой чернокожей на этом посту, однако та мягко ответила, что, как иностранка, не очень хорошо знает местные политические реалии. Зато немецкий режиссёр Кристиан Петцольд заявил, что членов АдГ бояться не стоит – это делает их только сильнее. На этой же пресс-конференции впервые обнаружились более резкие противоречия между участниками жюри. Каталонскому режиссёру и современному классику «медленного кино» Альберту Серра пришлось комментировать собственные высказывания почти шестилетней давности. Дело в том, что в одном из интервью он выразил надежду, что Евросоюз скоро распадётся, а сам он не прочь стать агентом российской разведки. Украинская писательница и поэтесса Оксана Забужко позже сказала, что во время фестиваля хотела бы обсудить с Серра ряд тем и вопросов, в которых надеется Альберта переубедить.

Несмотря на политическую заряженность (впрочем, всегда свойственную Берлинале) и особое, чуть ли не нарочитое, по мнению некоторых критиков, внимание к неизвестному и нишевому кино (так, впервые в конкурс попала картина из Непала «Шамбала»), Чатриану удалось собрать программу (не только конкурса, но и параллельных секций) на универсальную и понятную, в общем-то, любому человеку тему – дом, его поиски, путешествие к нему. 

Кстати, оператором-постановщиком фильма «Шамбала» выступил казахстанец Азиз Жамбакиев, в 2013 году уже побеждавший в Берлине, – тогда он получил награду «За выдающийся художественный вклад» за работу над лентой «Уроки гармонии» Эмира Байгазина.

Открылся же нынешний фестиваль своеобразным антипримером – каким жестоким может быть дом, превращаясь из приюта в тюрьму. В ирландской драме «Такие мелочи» герой Киллиана Мёрфи, обычный торговец углем, в канун Рождества вдруг обнаруживает страшную правду о монастырях, которые на самом деле являются принудительными работными домами для «недостойных женщин». Фильм в первую очередь привлекает участием Мёрфи (вероятно, без пяти минут обладателя актёрского «Оскара» за «Оппенгеймера»), однако оказывается частью берлинского фестивального рисунка.

Тему дома в конкурсе развивает любимец Берлинале, южнокорейский режиссёр Хон Сан Су, привычно работающий в темпе «пара фильмов в год», картиной «Нужды путешественника» с Изабель Юппер. А знаменитый француз Оливье Ассайас возвращает зрителей в локдаунное пространство в драме «Вне времени» о двух взрослых братьях в родительском доме.

Другие громкие имена программы – Брюно Дюмон, Мати Диоп и Виктор Косаковский. Двукратный лауреат Каннского фестиваля Дюмон представляет стёбную фантастику «Империя» о контакте пришельцев и людей где-то на севере Франции.

Франко-сенегальская режиссёрка Диоп сняла документальный фильм «Дагомея» с актуальным сюжетом – о путешествии не людей, но культурных ценностей обратно на родину, в африканскую страну Бенин.

Режиссёр российского происхождения Косаковский, уже давно работающий в европейских и не только странах, в качестве главных героев своего киноэссе «Архитектон» вывел… архитектуру и историю её разрушений. До этого Косаковский, которого можно назвать отрицателем антропоцентризма в кино, снимал фильмы о воде («Акварель») и свинье («Гунда»).

«Архитектон» пополнит дистрибьюторский каталог компании «A24», которой удалось заполучить ещё одного потенциального призера – мрачный психологический триллер «Другой человек» с Себастьяном Стэном и Ренате Реинсве (с ней в конкурсе есть и «Другой конец», забавно «рифмующийся» названием) о начинающем актёре, чья жизнь превращается в кошмар после операции.

В программе нашлось место и откровенному хоррору «Дьявольская баня», по описанию напоминающему «Ведьму» Роберта Эггерса и рассказывающему о новобрачной из деревушки XVIII века. Австрийские режиссёры Северин Фиала и Вероника Франц давно зарекомендовали себя как важных игроков современного слоубёрнера.

Внеконкурсные показы отражают магистральную идею конкурса, но они подкреплены более узнаваемыми именами и звёздными актёрскими составами. «Сокровище» со Стивеном Фраем рассказывает о путешествии отца и дочери в Польшу, где они узнают о своих корнях; «Выгон» с Сиршей Ронан – о возвращении девушки, бывшей алкоголички, на родной остров в Шотландии; «Закат снежного человека» с густо загримированными Райли Кио и Джесси Айзенбергом – о семействе бигфутов в лесах Америки (к слову, продюсирует эту абсурдную комедию Ари Астер); «Кукушка» с Хантер Шаффер – о зловещей поездке девушки с родителями в Альпы.

Наконец, одинокий Адам Сэндлер отправляется в космос («Космонавт», скоро выходящий на Netflix), а Кристен Стюарт – в лесбийское приключение на пути к Лас-Вегасу («Любовь истекает кровью»).

Для тех, кто хочет почувствовать себя причастным к Берлинале и убедиться, что Чатриан таки запрограммировал этот год на «домашнее» кино (вероятно, таким и должно быть прощание после пяти лет работы), можно пересмотреть классику, отобранную для ретроспективных сеансов. Туда попали «Жертвоприношение» Андрея Тарковского с хрестоматийным кадром горящего дома, а также очень смешной фильм Мартина Скорсезе «После работы» о бедном «белом воротничке», пытающемся попасть к себе в квартиру после безумной ночи в одном из районов Нью-Йорка. Сам Скорсезе в этом году станет обладателем почётного «Золотого медведя» за вклад в кинематограф. 

Лента новостей

все новости