Классики, камбэки, женщины: чем особенна программа Каннского кинофестиваля?

cover

Завтра, 16 мая, открывается 76-й Каннский кинофестиваль. Основная интрига, кажется, не вокруг будущих победителей, а ожидаемого блэкаута – угрозы от профсоюза энергетиков, присоединившихся к протесту против пенсионной реформы во Франции. Сама программа выглядит вполне традиционно. Зато в ней рекордное число участниц – на победу в фестивале смогут претендовать шесть женщин. Пост президента также впервые заняла женщина – экс-гендиректор Warner Bros. Айрис Кноблох. Киновед Пётр Вихров – о Каннской программе и о том, на какие фильмы стоит обратить внимание.

Лицом на постере нынешнего кинофестиваля стала Катрин Денёв. Элегантный чёрно-белый кадр на фоне моря был сделан во время съёмок фильма «Смятение», проходивших почти параллельно с майскими событиями 1968 года. Возможно, организаторы, сами не ведая, предсказали потенциальную катастрофу фестиваля – его проведение будет зависеть от милости профсоюза энергетиков, который хочет оставить форум без электричества в знак протеста против пенсионной реформы. В том же 1968 году фестиваль с шумом был сорван Франсуа Трюффо и Жан-Люком Годаром в поддержку протестовавшей на улицах молодёжи.

Увидеть в этом можно и обращение к корням – эпохе «новых волн» и молодых режиссёров, которые теперь возвращаются в статусе почётных классиков. Средний возраст участников конкурса – 60 лет, в списке можно обнаружить 77-летнего Вима Вендерса, основоположника «нового немецкого кино», 83-летнего Марко Беллоккьо, автора бунтарской, стопроцентно шестидесятнической итальянской картины «Кулаки в кармане», а также 86-летнего британца Кена Лоуча, признанного мастера остросоциального кино, двукратного победителя Канн.

Учитывая, что в жюри председательствует Рубен Эстлунд, язвительный сатирик левого толка, стоит присмотреться к Лоучу как к кандидату на победу. Его картина «Старый дуб» рассказывает о сирийских беженцах в Великобритании и старинном пабе The Old Oak.

А, может быть, «Золотую пальмовую ветвь» получит финский пролетарий Аки Каурисмяки с фильмом «Опавшие листья», идейным продолжением его классической «пролетарской трилогии». Или, помня о гастрономических выходках в «Треугольнике печали», Эстлунд с жюри выберут «Клуб Зеро» – триллер Джессики Хаузнер с Мией Васиковска в роли учительницы закрытой школы, которая берётся за вкусовые привычки своих учеников.

В специальные ретроспективные показы явно неслучайно попал португальский фильм «Долина Авраама», снятый Мануэлом ди Оливейрой в 1993 году, – режиссёр работал вплоть до самой смерти в 2015 году, когда ему было уже 106 лет.

Даже фильм открытия – «Жанна Дюбарри» от Майвенн с Джонни Деппом в роли короля Людовика XV (первый большой камбэк актёра после скандального развода с Эмбер Хёрд) – настраивает на волну громких возвращений. Насколько критики примут опальную фигуру – вопрос другой.

Но больше организаторы решили не рисковать, не взяв, например, два новых фильма Вуди Аллена и Романа Полански, которых много лет обвиняют в сексуальных преступлениях.

С провокационным проектом в Каннах будет и дочь актёра – Лили-Роуз Депп. Вместе с музыкантом The Weeknd она снялась в сериале «Кумир» от HBO и создателя «Эйфории» Сэма Левинсона об изнанке шоу-бизнеса и алчных культистах (что-то в духе «Неонового демона»). В прессу утекли неприятные сведения о кошмарном съёмочном процессе, а Левинсона фактически обвиняют в том, что он отобрал проект у соавторки Эми Саймец, задумавшей сериал совсем иным.

Будут и фильмы бескомпромиссного Такеши Китано («Шея»), Ким Чжи Уна, автора экстремального «Я видел дьявола» («Паутина»), а также Мишеля Гондри, режиссёра «Вечного сияния чистого разума» («Книга решений»). Правда, все – вне конкурса.

Самыми мэйнстримными показами станут пиксаровский мультфильм «Элементарно», где аниматоры наделят душой и телом природные стихии, и пятая часть «Индианы Джонса» с подзаголовком «Колесо судьбы». 80-летний Харрисон Форд вернулся к роли искателя приключений, однако, судя по всему, после он готов уступить франшизу Фиби Уоллер-Бридж.

А самой ожидаемой среди широкой публики, очевидно, можно назвать картину «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе.

Его знаменитый долгострой, прерванный пандемией, рассказывает о расследовании ФБР убийства в индейском поселении в 20-х годах прошлого века. Это, кстати, ещё один шаг в возвращении славы Брендана Фрэйзера, который исполнил одну из ролей.

Но главное: впервые на экране встретятся свежеиспечённый отец Роберт де Ниро и Леонардо ДиКаприо – два главных актёра в карьере Скорсезе.

Встык идёт «Город астероидов», новый фильм Уэса Андерсона, такой же конфетный и уютный, как и все предыдущие его работы. Зритель окунется в эпоху 1950-х и попадёт на съезд любителей астрономии. Актёрский состав, как обычно, набит звёздами первой величины, включая Марго Робби, Скарлетт Йоханссон и Эдварда Нортона. Кто-то уже устало пишет об очередном самоповторе, кто-то – о верности стилю. Как минимум, одно отличие есть – режиссёрского талисмана Билла Мюррея заменил Стив Карелл.

За более неудобное историческое прошлое отвечает студия «A24», при поддержке которой выходит документальный проект «Оккупированный город» Стива Маккуина о Второй мировой войне и драма «Зона интересов» о любовном треугольнике во время Холокоста от британца Джонатана Глейзера, автора мозговыносящего фильма «Побудь в моей шкуре».

Наконец, тему памяти закрепляет Педро Альмодовар с короткометражным квир-вестерном «Странный образ жизни». По сюжету два ковбоя, которых играют Итан Хоук и Педро Паскаль, снова встречаются после 25-летней разлуки.

В итоге, как показывает программа Каннского кинофестиваля, уйти навсегда просто невозможно (и речь не об омоложенном при помощи AI Харрисоне Форде). В конкурсе, например, покажут драму современного японского классика Хирокадзу Корээды «Монстр», где звучит музыка умершего всего полтора месяца назад композитора Рюити Сакамото. Также зрители смогут увидеть премьеру короткометражки Жан-Люка Годара, который ушёл из жизни в конце прошлого года, а 55 лет назад сорвал тот самый фестиваль-1968.

Лента новостей

все новости