Итоги Берлинале: «Золотой медведь» в числе африканских сокровищ

cover

Берлинский кинофестиваль огласил обладателей своих наград. Главный приз «Золотой медведь» достался документальной картине Мати Диоп «Дагомея» о возвращении предметов искусства из парижского музея на родину, в африканскую страну Бенин. 

Победа «Дагомеи» для 41-летней франко-сенегальской режиссёрки и актрисы Мати Диоп (её первое появление на экране состоялось в драме «35 стопок рома» Клер Дени, известной представительницы «нового французского экстрима», регулярно проявляющей интерес к Африке) стала очередным признанием со стороны мирового киносообщества. После того, как её короткометражки поучаствовали в важных киносмотрах, мистическая сказка о Сенегале «Атлантика» получила Гран-при на Каннском фестивале в 2019 году. «Дагомея» продолжает африканскую линию, и, несмотря на то что это неигровое кино, тоже тяготеет к чудесам — волею Диоп предметы из сокровищниц дагомейских королей обретают голос и начинают говорить.

Само королевство Дагомея прекратило своё существование в начале XX века под натиском французской колонизации, и вывезенные артефакты возвращаются в относительное молодое, получившее независимость в 1960 году государство Бенин из парижского музея. Процесс передачи состоялся в 2021 году после озвученной в 2017-ом инициативы президента Франции Эмманюэля Макрона.

Любопытно, что второй год подряд на Берлинале побеждает документальный фильм (в 2023-м была французская лента «На Адаманте»). Вероятно, решение жюри можно объяснить и тем, что его председательницей была выросшая в Кении актриса Лупита Нионго, известная по картинам «12 лет рабства» и «Мы», а тема деколонизации по-прежнему считается одной из ключевых в фестивальных программах.

Вторую по значимости награду Гран-при отдали «Нуждам путешественника» — очередному лирическому фильму южнокорейского режиссёра Хон Сан Су, который уже в седьмой раз участвует в конкурсе Берлинале и третий раз работает с французской актрисой Изабель Юппер.

Она снова играет учительницу: её героиня оказывается в Корее, начинает преподавать французский, в основном наслаждаясь жизнью и потягивая макколи — традиционное рисовое вино. Хон Сан Су — настоящий автор своих картин, где он выступает в том числе как сценарист, оператор и даже композитор, и, вероятно, пока вы читаете этот текст, он уже работает над новым фильмом.

Приз жюри тоже оказался с «французским акцентом» — им наградили «Империю» Брюно Дюмона, фантастику-пародию о встрече людей и пришельцев. Одну из ролей сыграла Лина Кудри, ранее снявшаяся во «Французском вестнике» Уэса Андерсона.

Критики разделились во мнениях, выставив фильму восторженные и уничтожающие оценки, но Дюмону свойственно такое непостоянство — начав карьеру в 1990-е с экстремального артхауса (например, «Человечность»), в середине 2010-х он перешёл к стебным и сатирическим комедиям.

«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получил доминиканец Нельсон Карло де лос Сантос Ариас. Экспериментальный доку-фикшн «Пепе» — попытка взглянуть на историю страны глазами… бегемота, привезённого в Колумбию лично Пабло Эскобару. В называемом слишком необычным для конкурса Берлинале (обычно такое охотно берёт Роттердамский кинофестиваль) фильме, тем не менее, можно увидеть параллели с главным победителем: во-первых, это сюжет, связанный с Африкой и насильным перемещением, во-вторых — к зрителям обращается сам бегемот, да ещё после смерти, оказываясь тем самым на границе живого и неживого.

Приз за лучшую роль получил Себастьян Стэн, сыгравший в безумном метатриллере (или комедии — пока не увидишь, не поймёшь) «Другой человек» актёра с нейрофиброматозом, чья жизнь становится материалом для пьесы — так у него появляется двойник. В первую очередь Стэн известен как Зимний солдат в киновселенной Marvel, однако сейчас нас ждёт ещё одна необычная его роль, ориентированная на призы, — молодого Дональда Трампа в байопике «Ученик».

Награду за лучшую роль второго плана вручили Эмили Уотсон, снявшейся в фильме церемонии открытия фестиваля «Такие мелочи» о суровых порядках в женских монастырях Ирландии, о которых узнает герой Киллиана Мёрфи. Уотсон сыграла зловещую настоятельницу — эту работу некоторые критики назвали полной противоположностью её же роли блаженной девушки в религиозной драме Ларса фон Триера «Рассекая волны».

«Серебряный медведь» за лучший сценарий у немецкого автора (сценариста и режиссёра) Маттиаса Гласнера. Его фильм «Умирание» (в других вариантах — «Смерть») это трёхчасовая история немецкой семьи, члены которой по-разному и вместе с тем одинаково несчастны. Кто-то характеризует фильм как чёрную комедию, а Гласнер признался, что кино частично вдохновлено его собственной жизнью. Особенно отмечают актёра Ларса Айдингера (среди его проектов — «Вавилон-Берлин», «Весь невидимый нами свет» и «Ирма Веп»), сыгравшего композитора, который работает над произведением «Умирание». Кажется, у Германии уже появился хороший кандидат для будущей «оскаровской» заявки.

Наконец, «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад получил австрийский оператор Мартин Гшлахт за работу над «Дьявольской баней». Как и в случае с «Такими мелочами», это неуютное путешествие в мир женских страданий, теперь — в Австрии середины XVIII века.

Главная героиня постепенно сходит с ума в доме своего мужа (похожим образом режиссёрский дуэт Вероники Франц и Северина Фиалы поступал с персонажами в психологическом триллере «Сторожка»), к этому примешиваются религиозные мотивы, а действие происходит на фоне мрачных сельских пейзажей — работу Гшлахта сравнили с картинами Брейгеля и Босха.

Лента новостей

все новости