Записки из Венеции: чем запомнилась первая неделя легендарного кинофестиваля?

cover

В эти дни в Италии проходит один из самых престижных, известных и популярных мировых кинофорумов – Венецианский фестиваль. Казахстанский кинокритик Рамазан-Малик Елеусиз работает сейчас на фестивале и готов поделиться с читателями «Ордынки» своими впечатлениями – прежде всего, конечно, от фильмов программы.

Заплывы к звёздам

Венеция начинается… с очереди. С электронной очереди на регистрацию и вполне реальной на киносеанс; c очереди на пресс-конференцию, к фонтанчику с водой или за чашкой кофе. Наконец, с ежедневной очереди на лодку до острова Лидо.

Если кто не знает (а я, например, не знал), фестиваль проходит не в центральной, исторически-туристической части города, а на одном из островов Венецианской лагуны. Плыть туда минут двадцать на водном такси или трамвайчике, последний тут называется красивым словом «вапоретто». Стоимость такси начинается с 60 евро и заканчивается щедростью пассажира, а вапоретто для участников фестиваля бесплатно. Только нужно выстоять очередь.

Будни (а две недели фестиваля для кинокритиков – это сплошные будни) начинаются в 7 утра, потому что уже в 7:30 «трамвайную» станцию Сан-Заккариа штурмуют толпы любителей кино, спешащих на Лидо к первому сеансу. Если очень повезёт быть в числе первых, можно перехватить кофе с круассаном, но перед этим, как вы уже, наверное, сами догадались, необходимо… выстоять очередь.

Примерно в это же время у красной дорожки у Palazzo Del Cinema начинают собираться первые охотники на знаменитостей. Молодые люди с зонтиками от жары (температура сейчас редко опускается ниже плюс 30-ти даже ночью) с утра до вечера охраняют места у забора, рядом с которым каждый день расхаживают звёзды разной величины.

В прошлом году, вследствие забастовки гильдий актёров и сценаристов в США, дорожки по большей части пустовали, а в этот раз с голливудского Олимпа удалось выписать целый взвод полубогов, по большей части, правда, предпенсионного возраста: прежде всего, это Брэд Питт с Джорджем Клуни, Николь Кидман с Антонио Бандерасом и кардинально сменившая образ Анджелина Джоли.

А в первый день у Дворца кино можно было поймать в объективы Майкла Китона, Дженну Ортегу, Кэтрин О’Хару, Вайнону Райдер, Монику Беллуччи, Уиллема Дефо и Джастина Теру. Правда, ловить приходилось, в основном, звёздные затылки. Эти актёры в Венеции представляли картину «Битлджус Битлджус». 

Запоздалый сиквел от Бёртона

«Битлджус Битлджус» стал фильмом открытия фестиваля. Несмотря на откровенно издевательский подход Тима Бёртона к своему проекту (как признался режиссёр, он перед съёмками даже не стал пересматривать оригинальный фильм), критики восприняли «Битлджус Битлджус» благосклонно. Ни отсутствующий сюжет, ни бесконечные самоповторы, ни бездарно использованный звёздный состав – кажется, ничто не в силах победить харизму стареющего трикстера. 

В конце концов, ясно, что показать Бёртон хотел только две вещи: фигу в кармане и свою новую музу – Монику Беллуччи.

Итальянка играет бывшую жену-сатанистку Битлджуса, которая в и загробном мире продолжает охоту за душой экс-супруга. Название фильм оправдывает безусловно: Битлджуса тут действительно вдвое больше за ту же цену. Только вот по ходу повествования он всё сильнее походит не на демонического шута по ту сторону добра и зла, а на Джина из диснеевского «Аладдина».

В остальном же это вполне милое, хоть и неумное, ностальгическое действо, которое почти сразу выветривается из головы. Лидия Дитц (Вайнона Райдер) из подростка-бунтаря выросла в маму подростка-бунтаря (Дженна Ортега), вступила в не самые здоровые отношения со своим придурковатым продюсером (Джастин Теру) и теперь ведёт собственное мистическое телешоу. Сомнительную идиллию нарушает известие о смерти отца, хоронить которого собрались около того самого особняка из первого фильма.

Лев для Сигурни Уивер

Другой важный момент открытия фестиваля – почётный «Золотой лев», вручённый Сигурни Уивер за вклад в кинематограф. Церемонию предваряла видеооткрытка с наилучшими пожеланиями от Джеймса Кэмерона, а сама актриса пообещала спать со статуэткой в обнимку.

Уивер вообще в этот раз была очень сентиментальна и даже прослезилась на пресс-конференции в ответ на поток благодарностей от журналисток за роль Эллен Рипли в «Чужом».

На открытии, естественно, присутствовали и члены основного жюри. Его возглавила французская актриса Изабель Юппер («Пианистка», «Любовь»). Среди её наиболее заметных коллег по судейству – американский режиссёр Джеймс Грэй («Ярды», «Маленькая Одесса»), китайская актриса Чжан Цзыи («Мемуары гейши», «Дом летающих кинжалов»), итальянский режиссёр Джузеппе Торнаторе («Новый кинотеатр «Парадизо», «Лучшее предложение») и польская режиссёрка Агнешка Холланд («Зелёная граница»). Победителей, в том числе главного, им предстоит выбирать из более, чем двадцати картин, участвующих в основном конкурсе.

Джоли как оперная дива

К концу первой недели я успел познакомиться примерно с половиной программы фестиваля, и, увы, пока она чаще заставляет утомлённо позёвывать, чем раскрывать рот от удивления. 

Начался конкурс с премьеры «Марии» Пабло Ларраина, посвящённой закату карьеры легендарной оперной певицы Марии Каллас. В роли дивы – Анджелина Джоли, вернувшаяся в кино после трёхлетнего отпуска.

Совместно с чилийским режиссёром они пытаются выжать из фильма высокопарное признание в любви не то певице, не то эпохе, не то самим себе, но получается камерно и неловко. В нетерпении ждёшь, когда уже закончатся бесконечные расшаркивания, и начнётся сюжет, но за два часа этого так и не случается.

Многим критикам картина, на удивление, пришлась по душе, но в условной биографической трилогии Ларраина («Джеки» – «Спенсер» – «Мария») новый фильм уже окрестили самым слабым.

Террористы-трамписты

Гораздо живее, хоть и совсем без претензии – экшн-триллер «Безмолвное братство» Джастина Курзеля. Фильм основан на истории Роберта Джея Мэтьюса – реального террориста, основавшего и руководившего группой американских расистов The Order. По сюжету, усатый Джуд Лоу в роли агента ФБР приезжает в американскую глухомань, чтобы поймать магнетичного социопата-неонациста в исполнении Николаса Холта.

Ничего нового фильм предложить не способен, но со знакомой голливудской структурой справляется отлично: местами смешит, местами пугает и почти всё время держит в напряжении. Политические параллели с современной Америкой отлично прочитываются с самого начала, но, видимо беспокоясь, что пронырливый зритель и здесь может что-то не то наинтерпретировать, Курзель в финальных титрах буквально проговаривает, что огнестрел – зло, трамписты – те же нацисты, только в профиль. Спрашивается, зачем нужен фильм в таком случае? Можно было обойтись презентацией в Power Point.

Софт-порно с Николь Кидман

Ещё одна интересная премьера – эротический триллер с дурацкой локализацией «Плохая девочка». 

Оригинальное название Babygirl, помимо сексуализированного контекста, несёт позитивные коннотации, а локализаторы не оставили в нём ничего, кроме пошлости.

Да и по сюжету девочка, которую играет Николь Кидман, совсем не плохая – просто немного запуталась. Устала от стресса на руководящей должности, от скучного в постели мужа в исполнении Антонио Бандераса, от вялотекущей семейной жизни, где даже просмотр порно ощущается как небольшое приключение. Спасать её от скуки приходится новенькому интерну с внешностью Харриса Дикинсона и БДСМ-наклонностями.

Опираясь на богатую традицию картин о сексе и власти, режиссёрка Халина Рейн то и дело пытается обманывать зрительские ожидания, но делает это слишком неизобретательно. Картина, однако, всё равно захватывает, прокатывая зрителя по увлекательному, хоть и не самому раскрепощённому софт-порно аттракциону.

Архитектор Броуди

Пожалуй, главным событием фестиваля уже можно считать монументальную картину «Бруталист» режиссёра Брэди Корбета с Эдрианом Броуди в главной роли.

Фильм рассказывает историю венгерского архитектора еврейского происхождения Ласло Тота, который, пережив Вторую мировую войну, отправляется вслед за американской мечтой, сталкиваясь с нищетой и несправедливостью, но всё же получает проект мечты. 

Судить рано, но есть ощущение, что «Бруталиста» ждёт отличная пресса и, возможно, главная награда фестиваля.

Показывали фильм с 70-миллиметровой плёнки – со всеми её неровностями, промахами и неидеальностью, что, конечно не могло не тронуть «чёрствые сердца» синефилов. На 12-минутном антракте все только и делали, что курили и благодарили Корбета за то, что на четвёртый день фестиваль всё же был спасён.

Вне конкурса

За пределами конкурсной программы тоже хватает интересных проектов. Во-первых, это комедийный бади-муви «Одинокие волки» Джона Уоттса («Человек-паук: возвращение домой») о двух «санитарах криминального мира», которым приходится работать вместе. Брэд Питт и Джордж Клуни в главных ролях досрочно обрекли фильм на популярность, а  пресс-конференция стала самой аншлаговой.

Внеконкурсные показы также отличились числом сериалов. Среди них детективный триллер «Дисклеймер» Альфонсо Куарона с Кейт Бланшет в главной роли, датский сериал катастроф «Семьи, как наши» Томаса Винтерберга и биографическая драма «М. Сын века» про ранние годы Бенито Муссолини.

Лента новостей

все новости