Женщинам платят меньше. И кино – не исключение

cover

В кинематографе женщин редко назначают на ответственные должности. Их реже отмечают наградами. В конце концов, им меньше платят при одинаковом объёме работы. Почему так происходит, и как эта проблема решается?

История женщин, работающих в кино, никогда не была безоблачной. Тем более, кинематограф, как явление, возник на рубеже XIX-XX веков, когда женщины во всём мире ещё не имели избирательного права, не получали полноценного системного образования и были, в целом, профессионально ограничены. Работа в кино была для них проблематична.

На заре создания «целлулоидной индустрии», когда мужчины-режиссёры активно осваивали новую область искусства, из женщин, пожалуй, можно отметить только единицы – вроде француженки Алис Ги-Блаше, называемой первой женщиной-режиссёром в мире. Далее на протяжении десятков лет женщины, прежде всего, были представлены в рамках актёрской профессии. А что касается других специальностей, то это были, в основном, вспомогательные.

Из женщин-режиссёров, раньше других сумевших пробить так называемый celluloid ceiling и добиться успехов в профессии, можно назвать, пожалуй, американку Иду Лупино, рискнувшую работать в маскулинном жанре классического нуара, немку Лени Рифеншталь, выдающуюся документалистку, которая, к сожалению, использовала свой талант для пропаганды нацизма, и «королеву авангарда» американку Майю Дерен. Позже, в шестидесятые, когда мир стал меняться и в кино пришла «новая волна», путь для женщин стал свободнее. В режиссуре проявили себя такие талантливые кинематографисты, как француженка Аньес Варда, чешка Вера Хитилова, украинка Лариса Шепитько. Однако работа в кино всё ещё остаётся вызовом для женщин.

Если взглянуть на ситуацию сейчас, то, на первый взгляд, кажется, что наступил триумф женщин в кино. В последние пару лет ведущие мировые кинофестивали вручили свои главные награды именно женщинам.

Берлинский фестиваль, принявший с этого года сенсационное решение внедрить гендерно-нейтральные актёрские номинации (без деления на мужские и женские роли) вручил обе награды актрисам: за главную роль и второго плана – немке Марен Эггерт и венгерке Лилле Кицлингер.

Картина «Земля кочевников» Хлои Чжао, американки с китайскими корнями, стала триумфатором прошлогоднего Венецианского фестиваля, получив «Золотого льва» за «Лучший фильм». Позже лента собрала россыпь наград на «Оскаре»: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая женская роль» (Фрэнсис Макдорманд).

В этом году в Венеции балом снова правили женщины.

А ранее на Каннском фестивале «Золотая пальмовая ветвь» досталась француженке Жюли Дюкорно за картину «Титан». Главную награду во втором по значимости конкурсе «Особый взгляд» забрала россиянка Кира Коваленко за фильм «Разжимая кулаки».

Это значительный прорыв для женщин-кинематографистов, создающий плацдарм для признания других коллег в будущем. Однако действительно ли мы можем говорить о близости к гендерному паритету в киноиндустрии?

Если посмотреть на факты и цифры, то оказывается, что Хлоя Чжао – всего лишь вторая женщина, удостоенная «Оскара» за лучшую режиссуру за 93-летнюю историю премии. Первой была Кэтрин Бигелоу, получившая статуэтку в 2010 году за «Повелителя бури». То есть при всех позитивных гендерных сдвигах потребовалось 11 лет для признания лучшим режиссёром ещё одной женщины.

Что касается кинофестивалей, то на память приходит история 2018 года, когда перед премьерой фильма «Девушки солнца» Евы Хассон в Каннах 82 женщины устроили акцию против гендерного неравенства в кино. 82, потому что за всю историю только 82 женщины-режиссёра участвовали в основной программе этого фестиваля, в сравнении с 1645-ю мужчинами-режиссёрами.

Американский центр исследования женщин в кино и на телевидении на протяжении 23 лет ежегодно публикует отчёты о том, насколько женщины востребованы в этих сферах. Так, по состоянию на 2013 год, женщины составляли всего 18% от всех продюсеров, режиссёров, сценаристов, операторов и монтажёров, работавших на 250-ти самых кассовых фильмах в американском прокате. В 2019 году общий процент женщин вырос до 21%, в 2020 году – до 23%. При этом женщин-режиссёров – 18%, продюсеров – 30%, монтажёров – 22%, сценаристов – 17%, операторов – 6%.

Прирост есть, но не такой большой. Доля женщин в каждой из профессий всё ещё мала, а в некоторых областях – катастрофически низка.

Неслучайно в последнее время открываются новые возможности. Так, в прошлом году Американская академия кинематографических искусств и наук, организатор того самого «Оскара», объявила новые требования к фильмам, претендующим на номинацию в категории «Лучший фильм». Как минимум 30% общего каста должны включать в себя женщин и представителей разнообразных меньшинств. Причём они должны работать в фильме, как минимум, на двух позициях из следующих: продюсер, режиссёр, автор сценария, оператор-постановщик, композитор и др.

Если говорить о женщинах в актёрской профессии, то они, казалось бы, всегда были наиболее востребованы именно в этой сфере. Правда, и тут говорить о равенстве рано. По данным The New York Times, в 2013 году только в 15% самых кассовых фильмов главные героини были женского пола. В 2015 году этот процент повысился до 21-го. А в целом, только 28% персонажей были женского пола. В 2020 году процент самых кассовых американских картин с главной героиней – женщиной составил 29. А процент не главных, но значимых женских ролей вырос в 2020 году до 38.

Существует и проблема заметной разницы в зарплатах актёров и актрис, уже давно вызывающая ропот, а часто открытое возмущение последних. Если посмотреть на данные Forbes за 2015 год, актёры-мужчины в Голливуде зарабатывали примерно в 2,5 раза больше актрис. То есть даже самые дорогие актрисы получили в том году примерно 40 центов на каждый доллар, полученный актёром-мужчиной аналогичного статуса. В 2018 году в список топ-10 самых высокооплачиваемых актёров попала только одна женщина – Скарлетт Йоханссон. И то – со значительным разрывом в доходах с коллегами-мужчинами: она заработала 40,5 млн долларов, в то время как, например, годовой заработок Джорджа Клуни составил 239 млн.

Случаются и совершенно скандальные случаи. Например, за работу в фильме «Все деньги мира» Ридли Скотта в 2017 году Марк Уолберг получил гонорар в пять млн долларов, а Мишель Уильямс – 625 тысяч. При том, что у них было примерно одинаковое экранное время. Но ещё большая разница всплыла в оплате за досъёмки опять же примерно одинакового объёма. Уолберг получил 1,5 млн, Уильямс – менее 1000 долларов.

Как в своё время стало известно в результате хакерского взлома внутрикорпоративной переписки компании Sony Pictures, из актёрского ансамбля ленты «Афёра по-американски», включавшего Кристиана Бэйла, Эми Адамс, Брэдли Купера, Дженнифер Лоуренс и Джереми Реннера, все мужчины получили девять процентов от кассовых сборов, и только Адамс и Лоуренс (на заглавном фото) – по семь процентов.

Подобных примеров немало. Сами актрисы говорят, что опасаются спорить, поскольку женщин, настаивающих на более высоких зарплатах, в Голливуде обычно объявляют «трудными» и «проблемными».

Однако к этой проблеме в последнее время активно привлекается внимание, и всё чаще в социальных сетях встречается хэштег #EqualPay. Актёры-мужчины также стали открыто выступать против дискриминации в оплате, что даёт повод полагать, что в ближайшее десятилетие проблема может быть решена.

Лента новостей

все новости