Взятки, мошенничество и дешёвая нефть: как казахстанский бизнес судится за рубежом

cover Фото: нейросеть Midjourney

Orda.kz вспоминает суды казахстанских компаний в иностранных юрисдикциях. 

 

Нефтяные дела Кулибаева  

Швейцарская нефтяная компания Vitol благодаря сотрудничеству с зятем Нурсултана Назарбаева Тимуром Кулибаевым фактически стала крупнейшим экспортёром казахстанской нефти.

Официально  Кулибаев никак не связан с иностранными нефтетрейдерами, но расследования зарубежных организаций такие связи всё же доказывают. Одно из них провела швейцарская Public Eye ещё в 2018 году.

В опубликованных материалах говорится, что уже в 2014 году Vitol продала почти четверть всей казахстанской нефти, предназначенной для экспорта, а затем и вовсе получила доступ к крупнейшим нефтяным месторождениям нашей страны.

Такой успех расследователи объясняли связями этой компании с людьми, близкими к казахстанским правящим элитам. Это позволило Vitol заключать многомиллиардные контракты, а косвенную выгоду от этого получал именно Тимур Кулибаев.

Компания Ingma Holding BV, зарегистрированная в Роттердаме, с 2009-го по 2016 год выполняла нефтяные контракты на сумму около 93 млрд долларов. Благодаря этому компания смогла выплатить своим акционерам дивиденды на более чем 1 млрд долларов, которые распределились между Vitol и её партнёрами.

В 2010 году Швейцария возбудила уголовное дело против Кулибаева и сингапурского бизнесмена Арвинда Тику по отмыванию денег. Дело прекратили в 2013 году, но оно показало, что Кулибаев участвовал в создании трастового управления в Швейцарии.

Jusan vs правительство РК 

 

Совсем недавно, в августе этого года, закончились суды в штате Невада (США) и Великобритании по активам Jusan на 1,5 млрд долларов. 

Всё началось в феврале 2023 года. В Бостандыкский районный суд Алматы поступил иск от надзорного органа о признании недействительной сделки между ТОО Pioneer Capital Invest и Jusan Technologies Ltd, в результате которой активы на 1,5 млрд тенге перешли британской и американской компаниям. Инициатором разбирательства выступил Фонд Назарбаева, который просил прокуратуру разобраться в случившемся. 

Одновременно с этим Jysan Holding и Jusan Technologies Ltd, который финансирует НИШ и Назарбаев Университет, обвинил правительство Казахстана в запугивании и угрозах. Представители компании подали иск в суд штата Невада. 

Судебные разбирательства начались в марте, но на несколько заседаний так и не явились представители Jusan Technologies Ltd.  Во время процесса юрист ТОО Jusan Ventures хотел поменять место рассмотрения иска по подсудности, чтобы его рассматривали в специализированном межрайонном экономическом суде.

Позже прокуратура Алматы отозвала иск к Jusan об отмене сделки между ТОО Pioneer Capital Invest и британской компанией Jusan Technologies Ltd. Судья Бостандыкского районного суда Айдар Утебеков 9 августа прекратил производство по гражданскому делу и отменил обеспечительные меры от 15 февраля в виде ареста имущества холдинга.

Следом и другие суды за рубежом также прекратили свои дела.

7 августа юридическая компания Holland & Hart LLP направила официальное письмо казахстанскому правительству, председателю Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадине Абылкасымовой, зампреду АРРФР Олжасу Кизатову, Арману Омарбекову и Адильбеку Джаксыбекову. В документе указали, что Jysan Holding и Jusan Technologies Ltd отзывают свой иск. Кроме самого правительства и лиц, которым юркомпания направила письмо, ответчиками также выступали АРРФР, Антикор, АФМ и КНБ.

Согласно отправленному документу, судебное разбирательство за рубежом прекратили 14 августа.

Пресс-служба Jusan Bank 10 августа сообщала, что все юридические разбирательства в Казахстане, США и Великобритании, связанные с нашей страной, Jusan Technologies Ltd и акционером банка Галимжаном Есеновым, прекратят.

Британская SFO vs ENRC

 

Эта история длилась целых 10 лет. Британское Управление по борьбе с серьёзным мошенничеством (SFO) закрыло дело в отношении ENRC Ltd (активы которой выкупила ERG). Расследование, связанное с обвинениями в даче взяток правительству Демократической Республики Конго, (ДРК) длилось целых 10 лет и закончилось… ничем. Правоохранители не выдвинули обвинений в связи с отсутствием доказательств. 

В 2013 году в отношении компании ENRC начали расследование по подозрению в мошенничестве и коррупции. Руководство компании в лице Александра Машкевича и делового партнёра компании Дэна Гертлера обвиняли в мошенничестве, взяточничестве и коррупции в связи с приобретением месторождений в Казахстане и Африке. 

Этот громкий скандал вынудил ENRC уйти с Лондонской фондовой биржи (LSE). Несколько лет шло расследование. В мае 2017 года судья Верховного суда Великобритании Джастис Эндрюс приказала казахстанской компании передать все переписки и документы, полученные от юридической фирмы Dechert, которая проводила внутреннее расследование в компании. ENRC обжаловала это решение, а в 2018 году это постановление отменили. SFO не стали опротестовывать апелляционное решение. И расследование продолжилось. 

В 2019 году, так и не дождавшись выдвижения обвинений, ENRC подаёт обратный иск уже к SFO. Сумма иска на возмещение судебных издержек составила 93 млн долларов, это не считая ущерба деловой репутации компании.  

«Соответствующее официальное сообщение о завершении расследования опубликовано на веб-сайте SFO. Обвинений против ENRC или её должностных лиц по итогам расследования выдвинуто не было. Представитель ENRC заявил: «В ENRC рады отметить, что SFO наконец завершило расследование и что SFO не предпринимает более каких-либо шагов в связи с данным вопросом», – говорится в официальном сообщении компании. 

И вот в конце лета 2023 года в SFO дело против казахстанской горнодобывающей корпорации закрыли. 

«Мы провели комплексное расследование, охватывающее несколько юрисдикций. Мы пришли к выводу, что у нас недостаточно допустимых доказательств для судебного преследования, и закрыли дело», – доложили в SFO.

В своем прошлогоднем отчёте в ERG сообщили, что планируют инвестировать $2 млрд в Конго в течение следующих двух лет.

Казахстан против Стати 

 

Последний кейс – противоположность первым трём. Здесь уже казахстанское правительство воюет с иностранцами в зарубежных судах. 

Несколько лет молдавский олигарх Анатол Стати и его сын Габриэль судились с Казахстаном в зарубежных инстанциях, выдвигая исковые требования на четыре миллиарда долларов. Стати, инвестировавшие средства в нефтегазовый сектор Казахстана, пытались доказать, что стали жертвами попыток властей РК за бесценок получить вложения, и потребовали возмещения предполагаемых убытков. 

В 1999 году компания Анатолия Стати Tristan Oil получила лицензию на разработку месторождений Боранколь, Толкын и блока Табыл в Казахстане. После чего сразу начала инвестировать в проекты. Спустя девять лет, когда организация начала приносить доходы, у молдавского бизнесмена начались проблемы. Внезапно офис Tristan Oil на регулярной основе начали приходить различные ведомства с проверками. А затем компания получила неподъёмные штрафы и обвинения в неуплате налогов.

В 2010 году активы Анатолия Стати национализировали. Началась судебная тяжба, которую выиграл истец. В 2013 году арбитражный суд в Стокгольме встал на сторону бизнесмена, но иностранный инвестор до сих пор не получил компенсацию. Казахстан в лице экс-премьер-министра Карима Масимова, бывшего министра юстиции Марата Бекетаева и бизнесмена Кайрата Боранбаева внезапно решил оттянуть неизбежный конец.

А активы, за которые Стати должны были компенсировать миллионы долларов, передали нацкомпании «КазМунайГаз». Месторождения выставили на продажу.

В конце 2017 года 22 млрд долларов активов казахстанского Нацфонда по иску Стати заморозили в банке New York Mellon. В мае 2018-го суд в Брюсселе снял арест с активов Нацфонда на сумму 21,5 млрд долларов.

10 августа 2018 года появилась информация, что апелляционный суд Англии вынес решение в пользу Казахстана на процессе, который касался попыток судящегося с Астаной молдавского бизнесмена Анатола Стати «исполнить в Лондоне арбитражное решение на сумму 500 миллионов долларов», вынесенное против Астаны. 

Минюст утверждает, что судья Робин Ноулз «пришёл к выводу, что Казахстан продемонстрировал наличие достаточно убедительных доказательств о мошенничестве со стороны Стати в арбитражном суде». По информации казахстанской стороны, суд установил, что инстанции в Швеции, где рассматривался спор, «не вынесли заключения по фактическим обстоятельствам дела о мошенничестве или по вопросу косвенного влияния фактов мошенничества на арбитражный трибунал».

Апелляционный суд, как говорят в министерстве, отметил, что Стати вправе отказаться от лондонского исполнительного производства, «но с двумя условиями: (1) принять на себя обязательство, что не будут больше стремиться к исполнению решения в Англии и (2) согласие Стати на отмену первоначального приказа, разрешившего исполнение арбитражного решения в Англии и Уэльсе, так, чтобы наличие такого приказа не могло быть использовано в поддержку исков в других юрисдикциях».

Тогдашний министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев после суда сказал, что Казахстан достиг своей цели в Лондоне.

Читайте также:

Лента новостей

все новости