Реэкспорт, duty-free, склады временного хранения: как работает табачная мафия в Казахстане?
Реэкспорт, duty-free, склады временного хранения: схемы табачной мафии для распространения нелегальных сигарет в РК
В последние несколько лет в Казахстане растут продажи поддельных и контрабандных сигарет. Причины — инфляция, мораторий на проверки МСБ, вовлечение в этот бизнес организованной преступности и коррумпированных чиновников. Один из центров незаконного распространения в РК табачной продукции — Шымкент. Корреспондент Orda.kz отправился в мегаполис и посетил базары, где открыто торгуют контрабандой, а также побеседовал с активистами.
По словам экспертов, специализирующихся на табачной промышленности, в 2023 году Казахстан потерял почти 33 млрд тенге на акцизах из-за контрабанды сигарет. По их прогнозам, в следующем году эта цифра увеличится еще на 10 млрд.
Ценовая разница
На сегодня в Казахстане запрещено продавать сигареты по цене за пачку ниже 710 тенге. Между тем на базарах и в магазинах ее можно купить за 350–400 тенге. Без экспертизы понятно, что это либо подделка, либо контрабанда. Но почему на это не реагируют ни в прокуратуре, ни в Комитете госдоходов?
В теории сообщить государству о «нелегалах» на прилавках может любой обладатель смартфона через приложение. А в жизни, по словам активистов, местные чиновники идут на уловки и устанавливают бюрократические препоны, которые мешают борьбе с теневой экономикой. Популярный прием госструктур в тех регионах, где с табачной мафией борются с меньшим энтузиазмом: заволокитить заявление о контрабанде, запросить фото и даже чек от продавцов контрафакта. И под предлогом «не вижу достаточных оснований» отказываются проверять табачные ларьки.
Средства распознавания
Как рассказала Лейла Мустафина, руководитель проекта Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров АО «Казахтелеком», которому правительство доверило цифровизацию торговой сферы, с 2020 года в РК ввели обязательную маркировку всех табачных изделий.
В «Казахтелекоме» разработали мобильное приложение для потребителя Naqty Onim. Сканируя цифровой код на пачке, можно безошибочно распознать незаконно ввезенный товар и сообщить о нем в уполномоченные органы.
Если код в системе не найден, то приложение информирует об этом пользователя и предоставляет возможность пожаловаться в спецслужбы. Приложение также интегрировано с системой eOtinish.
«Однако, несмотря на все принимаемые государством меры по усилению администрирования этой отрасли товарооборота, мораторий на проведение проверок государственным органом позволяет нелегальному бизнесу удерживать за собой определенный объем этого рынка», — добавила Лейла Мустафина.
Страх перед криминалом
За продажу табачных изделий без цифровой маркировки и неприятных картинок предусмотрена административная ответственность. Но привлечь к ней недобросовестных игроков сложно из-за моратория на проверки МСБ. Чтобы инициировать проверку, госоргану требуется жалоба с обоснованными фактами. В некоторых регионах госорганы реагируют на эти сигналы своеобразно, расценивая жалобу без фотографий и кассового чека как недостаточно обоснованную. Кроме того, заявитель должен предоставить личные данные, а многие отказываются их указывать, опасаясь последствий или, к примеру, мести «табачной мафии».
И если в Алматы с этим как-то еще борются, то в Шымкенте, по словам местных активистов, полиция под разными предлогами не регистрирует заявления.
Шымкент уже давно стал логистическим хабом для приема, хранения и распространения незаконных сигарет. Среди торговых точек можно выделить, например, базар «Акбар», где закупаются преимущественно оптовики. Теневые дельцы даже не пытаются маскировать свой бизнес. Контрабандный товар выставляют на прилавки.
Арабские фабрики подделок
В Шымкент незаконный товар попадает из Кыргызстана, а туда — из Объединенных Арабских Эмиратов. В ОАЭ действует так называемая «зона свободной торговли» Jebel Ali. В ней легально работают 27 фабрик по производству «нелегальных белых» сигарет («нелегальные белые» — так эксперты называют сигареты законных коммерческих предприятий, произведенных якобы «для себя», которые они тут же отправляют без уплаты налогов и пошлин за границу. Большинство «нелегальных белых» в Центральную Азию попадают из ОАЭ, Болгарии и Беларуси ) и экспортируют их в страны Европы, Азии и Африки.
Кроме того, имеется занятная схема контрабанды табачных изделий в Казахстан кыргызстанскими структурами. Они долго работали под вывеской операторов беспошлинной торговли и якобы реализовывали свой товар в зонах duty free.
«И вот что странно: если в западных странах, да и в Азии зоны duty free занимают огромные площади, иной раз чуть ли пол-аэропорта, то в Кыргызстане это крошечные помещения, которые сложно найти, часто они просто закрыты. Однако по документам продажи сигарет через них — в масштабах, практически равных всему легальному рынку табачных изделий в Кыргызстане. Но это просто ширма для контрабанды», — поделился эксперт по теневому рынку.
Новые схемы
Но так было раньше. В последнее время схема немного поменялась. Теперь на смену операторам беспошлинной торговли пришли компании, которые занимаются якобы транзитом или реэкспортом табачной продукции, услугами хранения на таможенных складах.
Изделия, которые нельзя продавать в стране без акцизов, оказывается, можно хранить на таможенных складах до трех лет. И три года можно с помощью коррупционных схем этот товар вытаскивать и незаконно продавать. Ведь через три года о нем уже никто и не вспомнит.
«Схему реэкспорта используют, когда в Казахстан завозят сигареты для якобы дальнейшей продажи в Китай или в Россию. На этот случай казахстанские акцизки и страшные картинки на упаковке не требуются. Но на самом деле этот табак позже будут продавать в Казахстане», — добавил эксперт.
Сила организации
Поначалу контрабандой сигарет из Кыргызстана занимались «челночники» или казахстанцы, которые возвращались с отдыха на Иссык-Куле, но сейчас все поменялось.
Теперь в этот бизнес зашла организованная преступность, чьи эмиссары берут на себя все риски, знают всевозможные лазейки, имеют связи в госструктурах, наладили все цепочки и готовы организовать доставку нелегальной продукции от двери к двери — от производителя к розничному торговцу. Более того, в этот бизнес все больше вовлекаются госслужащие. Соответственно, можно говорить о табачной мафии, которая уже пустила корни и обрастает еще большими ресурсами.
Особняком стоит проблема с уничтожением, утилизацией конфискованной продукции. Просто выбросить ее или сжечь нельзя. Необходимо использовать специальные устройства — шредеры, которые измельчают продукцию. Это тоже расходы. Поэтому иной раз эти процессы затягиваются, а недобросовестные госслужащие изымают конфискат, который снова оказывается на черном рынке. Утилизация происходит только на бумаге.
Рекомендации экспертов
Эксперты и представители официальных табачных компаний предлагают:
- Системные проверки торговых точек. Мораторий на проверки МСБ не должен касаться подакцизной продукции.
- Массово вовлекать население в борьбу с серым рынком. Любой гражданин должен иметь возможность отсканировать с помощью приложения на смартфоне упаковку на легальность и получить реакцию от госоргана.
- Расширить полномочия оператора маркировки и технические возможности приложения Naqty Onim.
- Усилить внимание правоохранительных органов к оптовым нелегальным каналам сигарет и криминализировать их продажу.
- Ликвидировать пробелы в законах ЕАЭС и Казахстана, которые сейчас работают на табачных контрабандистов.
- Уничтожать изъятые нелегальные сигареты с участием общественников и ассоциаций, исключая их возврат на рынок.
От этого явления страдает большинство стран: под данным KPMG, в 2022 году в ЕС выкурили 35,8 миллиарда незаконных сигарет, а власти на этом потеряли 11,3 млрд евро в виде налогов. Рост нелегального рынка в Евросоюзе отчасти был обусловлен продолжающимся ростом потребления контрафактной продукции, который достиг самого высокого уровня за всю историю.
Читайте также:
- Казахстанский транзит: откуда в РК идут основные потоки контрабанды
- Случился психоз, стал выпивать: как астрологи, тренеры, повара и бизнесмены попали в приют для бездомных в Алматы?
- Парадоксы и диспропорции Казахстана: урбанизация населения и рост иммиграции с Востока
Лента новостей
- Директор Lenovo найден мёртвым в Алматинской области
- Нефть, газ и дорога в Афганистан: Казахстан и Туркменистан подписали 20 документов о сотрудничестве
- Россияне начали осваивать крупные нефтегазовые месторождения в Казахстане
- Межведомственной группы нет, подозреваемых тоже: как движется дело о смертельном оползне
- «Запасов хватит только на пять суток» — в Актобе под угрозой закрытия завод хромовых соединений, где работают свыше двух тысяч человек
- Все министры попадают в Дубай: журналисты нашли виллы и дворцы казахстанских чиновников в ОАЭ
- Блогеры-вымогатели из Петропавловска снова предстанут перед судом: приговор присяжных отменили
- Фонд NNEF в КБТУ: 11 миллиардов тенге на развитие образования и сохранение исторического наследия
- Трёх акимов наказали за недостаточные меры по защите лесов от пожаров на севере Казахстана
- Аэропорту Астаны вынесли предупреждение из-за тарифов на парковку
- Хирурги больницы в Балхаше отделались выговором за смерть пациентки от аппендицита
- Нобелевскую премию по литературе получила корейская писательница Хан Ган
- В области Жетысу государству вернули 221 гектар неосвоенных земель
- Токаев провёл переговоры с президентом Туркменистана в Ашхабаде
- Общественный фонд выкупил у Утемуратова «31 канал». Откуда деньги?
- Вирус Марбург: что известно о смертельной инфекции и угрожает ли она Казахстану
- Самые распространяемые вирусы в Казахстане назвали в Минздраве
- «Кселл» первыми в РК запустили 5G в метро
- Отец убитого в Талгаре Шерзата Полата заявил, что ему угрожали
- Звезду процесса над Бишимбаевым подключили к делу Ербаяна Мухтара