Прослушка в Казахстане: как должна отреагировать власть

cover

Все, ну или почти все, по крайней мере, каждое уважающее себя СМИ, сегодня пишет о прослушке журналистов, политиков и прочих знаковых лиц. Правозащитники озабочены тем, что 180 журналистов стали объектами слежки.

Благодаря средствам массовой информации, в том числе и Orda.kz, сейчас весь мир знает, что за ними дорого и высокотехнологично следили – какие-то неведомые силы использовали израильские шпионские программы военного уровня.

Начнём с самого начала. Израиль. Страна высоких технологий. Частная компания NSO Group продаёт своё программное обеспечение Pegasus, предназначенное для слежки и поиска преступников и террористов, правительствам некоторых стран.

Казалось бы, в этом нет ничего криминального. Любое государство заинтересовано в обеспечении собственной безопасности. Но не каждое способно производить такие технологии и программы.

Естественно, вины Израиля и компании в неправедном использовании продукции нет. Однако разгоревшийся скандал привёл к тому, что власти Израиля намерены провести расследование инцидента.

Дело в том, что любые технологии можно использовать как для защиты граждан, так и для их преследования. В нашем случае парижская организация «Запретные истории» (Forbidden Stories) и Amnesty International установили, что в 10 странах это программное обеспечение использовалось для преследования журналистов и активистов. Проблема извечная и известная – учёные изобретают, а область применения может быть разной. В большинстве случаев люди от науки даже не предполагают пагубных последствий своей работы. Но практики, прежде всего правительства и бизнес, вполне справляются с задачей милитаризации изобретений.

Из комментариев в сети складывается впечатление, что слежка за журналистами осуществляется впервые. Но это просто противоречит истории и здравому смыслу. Правительства во все времена осуществляли слежку, в том числе с использованием современных технологий, за инакомыслящими и журналистами.

Например, в США разгорелась «охота на ведьм» после Второй мировой войны. Специальная комиссия преследовала актёров, журналистов, общественных активистов, служащих, которых подозревали в сочувствии коммунизму.

Естественно, что применялись разные способы сбора доказательств в антиамериканской деятельности обвиняемых, в том числе и прослушивание телефонных разговоров.

В 1972 году президент Никсон дал команду на установку прослушивающей аппаратуры в штаб-квартире конкурентов – демократической партии. Дело завершилось отставкой Никсона уже в следующем году. Именно тогда был усилен контроль над исполнительной властью и спецслужбами США, усовершенствована система отчётности и ответственности органов перед гражданами. 

Прослушивание телефонных разговоров в США стало невозможным без серьёзных оснований и санкций прокурора и суда. Аналогичная картина и в других демократических странах.

О прослушивании разговоров по телефону в СССР даже не нужно писать. Это общеизвестный факт. Отсюда и родилась часто используемая фраза: «Это не телефонный разговор». В те годы не было оппозиционной печати, но существовали малочисленные диссиденты и неблагонадёжные лица. К ним и применялись суровые методы контроля, в том числе и прослушка.

Подобные методы использовались и в независимом Казахстане. Популярные газеты даже публиковали распечатку разговоров по телефону общественных деятелей.

В Интернете «гуляли» записи приватных бесед различных людей, в том числе высших должностных лиц страны. Их «автором» считался бывший руководитель КНБ, жизнь которого завершилась в австрийской тюрьме. И хотя появлялись официальные заявления о том, что эти записи – подделка, народ слушал их с большим энтузиазмом.

Так в чём проблема? А в том, что существуют демократические страны и их антиподы. В первом случае нужны основательные доказательства необходимости осуществления прослушки для получения разрешения соответствующих органов. Незаконная прослушка, а тем более её использование даже для благих целей, приведёт к судебному преследованию. Что и происходит сейчас в некоторых странах.

В недемократических государствах, к коим относится и наше, в скандале с прослушкой нет ничего нового. Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать страницы отечественной истории. Вся новизна в том, что прослушка велась с помощью высокотехнологичной и дорогой израильской программы. Хотя ведь и раньше использовались другие, но наверняка тоже зарубежные, программы или техника. Второе обстоятельство – скандал пришёл из-за рубежа. Западные правозащитники, которые твёрдо стоят на страже интересов общества, пусть и мимоходом узнали, но сразу же поставили вопрос о прослушке в Казахстане.  Только и всего.

Самое интересное – впереди. По законам жанра должно быть парламентское расследование. По идее, инициировать его должна правящая партия.

Доклад должна подготовить соответствующая комиссия, обсудить его должны депутаты. Как следствие этого – наказание виновных в организации прослушивания разговоров по телефону не только чиновников, но и журналистов и принятие мер по недопущению впредь подобных действий. Главный вопрос – дождёмся ли мы этого? Вроде бы должны. Ведь президент Токаев объявил о демократизации. А эта история – очень хороший шанс доказать, что за заявлением о демократизации должна быть реальная программа перемен.

Автор: Асылбек Бисенбаев

Лента новостей

все новости