Почему приговор Бишимбаеву – это вызов режиму Путина

Громкий приговор Куандыку Бишимбаеву — не только знаковое событие для Казахстана, но и вызов президенту РФ Владимиру Путину, который стремится сделать насилие нормой. Так считает американская журналистка и писательница Джой Нёймеер, сообщает Orda.kz.
В статье для Foreign Policy Джой Нёймеер — специалистка по истории России и Восточной Европы — отмечает, что за процессом над Куандыком Бишимбаевым очень активно следили россияне. Для Казахстана дело Бишимбаева стало по-настоящему знаковым и помогло принять важный для жертв домашнего насилия «закон Салтанат». Члены казахской диаспоры организовали общественные акции в странах Европы. Но и в России многие восприняли приговор экс-министру как важную победу.
«Это дело привлекло повышенное внимание в соседней России, где президент Владимир Путин превратил консервативную гендерную политику в центральный элемент своего режима и своего глобального имиджа. Оно даже спровоцировало призывы к переменам среди российских граждан и региональных чиновников, которые угрожают дестабилизировать стратегию Кремля по использованию так называемых "традиционных ценностей" для консолидации власти в стране и за рубежом», — пишет Джой Нёймеер.
По мнению журналистки, дело Бишимбаева для Казахстана — не только поворотная точка в борьбе с домашним насилием, но и «момент истины» в отношениях с Россией. В таких вопросах, как декриминализация побоев в 2017 году или попытка запретить «ЛГБТ-пропаганду», Казахстан подражал России. Убийство Салтанат Нукеновой и суд над Бишимбаевым спровоцировали обратный процесс.
Российские государственные телеканалы освещали процесс в Астане, не упоминая о внутренних проблемах страны. Но региональные российские СМИ писали о суде над Бишимбаевым, чтобы поднять вопрос о разгуле домашнего насилия в РФ. В 2020–2021 годах более 70 % убитых в России женщин стали жертвами своих родственников или партнёров.
В соцсетях россияне также активно комментировали дело Бишимбаева. У документального фильма Ксении Собчак, приезжавшей на суд в Астану, — более 9 млн просмотров на YouTube. Всё чаще в России раздаются призывы ужесточить законы о домашнем насилии (и 79 % населения, согласно соцопросам, поддержали бы такую политику).
Но российские власти не заинтересованы в изменении законодательства. Домашнее насилие — отражение агрессивной войны, которую Кремль ведёт в Украине. Не случайно российский эксперт Эдуард Туманов, который на суде над Бишимбаевым говорил о «естественных причинах» гибели Салтанат Нукеновой, ранее называл фейками фото убитых мирных жителей в украинской Буче.
Путинский режим легализует насилие: российские военные, вернувшись из Украины, нередко совершают преступления в отношении членов своих семей. Яркий пример — дело Александра Мамаева, который воевал в Украине, а после возвращения с фронта убил жену на глазах у детей.
Мужчин, осуждённых за гендерно мотивированное насилие, в России освобождают из тюрем и отправляют на войну. Например, таким образом «заслужил» помилование от Путина экс-полицейский Вадим Техов, забивший до смерти бывшую жену в 2019 году. На этом фоне Путин объявил 2024-й «годом семьи» в России и пытается бороться с демографическим кризисом, насаждая «традиционные ценности».
«Уход Казахстана от легализации насилия по российскому шаблону отражает снижение влияния Кремля в Центральной Азии. Вторжение в Украину сильно навредило статусу России, которая была ролевой моделью для региона. По данным опросов, в Казахстане большинство населения обвиняет в войне Россию и отрицательно относится к российскому влиянию за рубежом»,считает Джой Нёймеер.
Для многих россиян, следивших за судом над Бишимбаевым, это дело показало, насколько Казахстан обогнал РФ в борьбе против домашнего насилия.
«Реакция на эти события по ту сторону границы даёт понять, что многие россияне не попали под влияние государственной пропаганды „семейных ценностей“. Во времена, когда открытый протест стал незаконным, критика домашнего насилия бросает вызов тому межличностному и политическому насилию, на котором держится путинский режим», — резюмирует Джой Нёймеер.
Подробнее о том, как на приговор Куандыку Бишимбаеву отреагировали в Казахстане и за рубежом, читайте в материале Orda.kz.
Читайте также:
Лента новостей
- В Алматы временно перекроют два участка улицы Желтоксан
- В Чехии запретили пропаганду коммунизма
- «Налоги — как ремень безопасности»: Жумангарин о новом кодексе
- В Астане потушили рынок «Big Шанхай»
- Казахстанские рестораторы жалуются, что новый Налоговый кодекс убьёт их бизнес
- Как и почему казахстанские чиновники обжигались на заверениях о стабильности курса
- Распределять ваучеры для детей в Астане будут по-новому
- Любитель фальшивого: за что уже судили казахстанца Ержана Ниязова, арестованного в Болгарии
- Евросоюз утвердил новые санкции против российской нефтянки и банков
- Бектенов обрушил тенге? Почему курс доллара в Казахстане поставил рекорд
- Экология и эффективность: как китайские технологии помогут угольной промышленности Казахстана
- Астанчанке дали три года колонии за стикеры с QR-кодами
- Без eGov и приложений: в аэропорту Астаны ночью не будут работать цифровые госуслуги
- Бывший дипломат Сакен Мамаш будет сидеть шесть лет за истязания жены
- НДС вырастет, но отчётности станет меньше: Токаев утвердил новый Налоговый кодекс
- Ливни, шквалы и жара до 43 градусов обрушатся на Казахстан
- Учителю из Абайской области дали пожизненное за изнасилование восьмилетней девочки
- Казахстан уже использовал 60 % трансфертов из Нацфонда
- Не платили зарплату: скандальную нефтекомпанию из Актау заставили рассчитаться с рабочими
- YouTube удалил канал журналиста Лукпана Ахмедьярова