Прощения не будет. Какой была реакция на приговор Бишимбаеву

cover Фото Orda.kz

Родные Салтанат Нукеновой, за убийство которой Куандыка Бишимбаева посадили на 24 года, заявили, что осуждённого никогда не простят, а профессиональные судьи объяснили особенности этого резонансного дела, сообщает Orda.kz.

Почти пожизненное

Суд по делу экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева во многом стал первым в истории Казахстана. Внимание профессиональных юристов, журналистов, блогеров и вообще селебрити приковано к этому процессу. Впервые специалисты пресс-службы Верховного суда при поддержке одного из телеканалов организовали прямую трансляцию на YouTube из зала судебных заседаний. 

Судебное разбирательство вместе с предварительными слушаниями длилось более двух месяцев. 

В итоге суд присяжных большинством голосов вынес вердикт: Куандык Бишимбаев виновен, его приговорили к 24 годам лишения свободы. Бахытжан Байжанов за укрывательство приговорён к четырём годам лишения свободы.

Брат убитой Салтанат Нукеновой Айтбек Амангельды назвал этот срок «практически пожизненным», потому что через 24 года Бишимбаеву будет 68 лет:

«Мы присяжным очень благодарны за их время, терпение, за то, что им пришлось пройти через очень тяжёлые моменты суда. Вам повезло, что вы не видели всего того, что показывали присяжным. Им пришлось всё это изучать, смотреть. Они выполнили свой долг перед обществом, перед законом. Это дорогого стоит».

А представитель потерпевшей стороны Жанна Уразбахова уточнила детали вынесения приговора: 

«То, что он получил 24 года лишения свободы, означает, что как минимум восемь присяжных проголосовали за то, что он виновен». 

Отец Салтанат Нукеновой согласился с приговором Бишимбаеву, но не со сроком Байжанова. 

«В обоих мирах им не будет прощения. Сегодня Бишимбаеву дали 24 года, это мы принимаем. Но четыре года Байжанову мы не принимаем»,  сказал Амангельды Нукенов.

Судья Айжан Кульбаева в своём аккаунте в Instagram так прокомментировала решение:

«Приговор признаётся справедливым, если виновному определено наказание или иная мера воздействия в соответствии со степенью общественной опасности совершённого им преступления и его личности, а невиновный оправдан и реабилитирован».

НеУДОбно получилось

Чтобы подать прошение об условно-досрочном освобождении (УДО), Куандык Бишимбаев должен будет отсидеть две трети срока, или 16 лет. То есть право подавать такое прошение он получит только в 2040 году, ему будет 60 лет.

«УДО — это прерогатива суда, но для при принятия такого решения необходимо согласие потерпевший стороны, то есть родственников Салтанат Нукеновой»,  уточнила прокурор Айжан Аймаганова.

Более детально о том, сможет ли Бишимбаев выйти по УДО, рассказал на пресс-конференции после вынесения приговора судья-координатор по взаимодействию со СМИ Сейфулла Тасымбетов:

«Согласно статье 72 УК РК, условно-досрочное освобождение для осуждённого за особо тяжкое преступления возможно, когда он отбыл не менее двух третей срока наказания. При рассмотрении прошения об УДО учитывается поведение осуждённого в период отбывания наказания, его характеристики, участие в мероприятиях в учреждении УИС, а также мнение потерпевшей стороны. То есть все эти обстоятельства рассматриваются в комплексе. А решение — в компетенции суда».

Его коллега, судья-координатор по взаимодействию со СМИ Алма Есымова, подчеркнула, что Бишимбаев получил максимальный возможный срок: 

«Бишимбаеву назначено наказание за совершение особо тяжкого преступления — убийства. Санкция максимальная — 20 лет лишения свободы. И путём частичного сложения сроков ему добавили за истязание ещё четыре года. Это почти "потолок", который могут назначить по закону. Максимально — 25 лет, ему назначили 24 года».

По словам судьи, именно такие сроки наказания — 24 года для Бишимбаева и четыре года для Байжанова — запрашивала гособвинитель Айжан Аймаганова на закрытом судебном заседании.

Равнодушие — это соучастие

Вынесение приговора по делу Бишимбаева было самым трудным моментом всего процесса. 

Эксперты говорили, что нет особой надежды на большой срок для подсудимого, а вероятность пожизненного лишения свободы практически нулевая. 

Объясняли это тем, что среди присяжных есть те, кто сочувствует подсудимому. 

Были и опасения, что защита Бишимбаева добьётся переквалификации его действий на причинение смерти по неосторожности. Это предполагал один из вопросов, внесённых в список для голосования присяжных. 

Но в итоге приговор состоялся, срок большой. Мать Куандыка Бишимбаева плакала, слушая решение суда присяжных. 

 
А второй подсудимый, Бахытжан Байжанов, после оглашения приговора возмутился.

«Честно, за что вот четыре года мне?»  недоумевал Байжанов. 

А после объяснения судьи заявил:

«Невинного человека осудили».

О том, насколько дело Бишимбаева было тяжёлым эмоционально даже для профессионалов, рассказала адвокат потерпевшей стороны Жанна Уразбахова:

«Не бывает трудных дел, не бывает каких-то задач, которые невозможно решить. Было эмоционально сложно в первую очередь видеть, как разрушалась жизнь Салтанат Нукеновой, как погибла молодая, красивая женщина, у которой была вся жизнь впереди. Как у неё отняли жизнь, и что никто... Она умирала среди толпы, и ни один человек не протянул ей руку помощи. И больше всего пугало это — жестокость, равнодушие. Потому что равнодушие — это соучастие».

Дело Бишимбаева затронуло всё казахстанское общество; и не только казахстанское. Брат Салтанат Нукеновой снял видео с журналистами и поблагодарил всех представителей СМИ за информационную поддержку.

 
Он отметил, что сегодня Казахстан стал лидером региона в вопросе борьбы с домашним насилием. Поэтому на этот процесс приезжали журналисты международных и российских изданий.

«Именно поэтому мы продолжаем с ними разговаривать, поэтому приезжают представители зарубежных СМИ. Они подключаются, чтобы на нашем примере у себя в странах внести изменения в законодательство, поменять отношение общества к проблеме домашнего насилия. Мы видим, что в Кыргызстане уже поправки в закон инициировали, впереди ещё будут перемены»,  сказал Айтбек Амангельды. 

Ничего ещё не кончилось

Приговор Куандыку Бишимбаеву и Бахытжану Байжанову ещё не вступил в законную силу, у участников процесса есть 15 дней на обжалование его в апелляционной инстанции. 

 

Тем временем, судья Айжан Кульбаева, которая председательствовала на процессе по делу Бишимбаева, до сих пор под охраной полиции из-за поступающих ей угроз. По этому факту идёт досудебное расследование. 

А казахстанские феминистки уже вышли на протест против слишком мягкого, по их мнению, приговора для Куандыка Бишимбаева.

«Почему за беспощадное убийство не дали пожизненное? Это очень мягкий приговор. Пусть каждый из вас почувствует всю боль. Восемь часов умирала женщина, которая не храпела, а хрипела от агонии»,  сказала одна из основательниц «Феминиты» Жанар Секербаева.

Протестующие держали в руках плакаты с надписями «Бишимбаеву — пожизненное» и «Молчание нас не спасло».

Экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева задержали 9 ноября 2023 года по подозрению в убийстве. В ресторане BAU произошла ссора между ним и Салтанат Нукеновой. Женщина скончалась от побоев.

Главное судебное разбирательство по делу с участием присяжных заседателей началось 27 марта 2024 года. 

24 апреля Куандык Бишимбаев частично признал свою вину в убийстве Салтанат Нукеновой. 

Прения сторон в суде завершились, 6 мая подсудимые выступили с последним словом. Куандык Бишимбаев цитировал Гитлера и обвинял СМИ в искажении фактов по его делу.

Читайте также:

Лента новостей

все новости