Об учебниках, школах и литературе на казахском. Интервью Рауана Кенжеханулы Гульнар Бажкеновой

cover Фото: нейросеть Dall-E

О качестве образования в казахских школах, нехватке учителей и о спросе на книги на казахском языке главный редактор Orda.kz Гульнар Бажкенова поговорила с президентом ОО «Международный фонд казахского языка» и основателем Bilim Media Group Рауаном Кенжеханулы. Полное интервью можно посмотреть здесь, а ответы на самые острые вопросы — в нашем обзоре.

Уровень успеваемости казахских классов, оценка школьного образования 

По мнению Рауана Кенжеханулы, критические проблемы с образованием есть в Туркестанской, Мангистауской, Атырауской областях: именно там больше всего казахских школ, и работают они в три смены. 

«Когда речь идёт о качестве, качество плохое не в казахской школе, а в необустроенной школе, где нет ресурсов, учителей, хороших лабораторий, возможности дотягиваться до каждого ребёнка и давать им персональный опыт обучения. Например, в школах Северо-Казахстанской области очень мало детей. Там мы получаем другое качество образования. Или в больших городах, в НИШе. Они на уровне 10 лучших стран мира по качеству образования. Потому что в этих школах полный образовательный день плюс огромная воспитательная работа и локализация международного опыта», рассказал президент Международного фонда казахского языка. 

Кенжеханулы добавил, что в стране только 40 тысяч детей обучаются в специальных школах, туда входит полный образовательный день. По его словам, если бы та практика, методика и материалы применялись остальному контингенту учеников, то они бы тоже раскрылись. 

Успеваемость казахоязычных школьников  

Результаты международного теста PISA показали, что успеваемость школьников в казахских классах ниже, чем в русских. Тест основывается на трёх категориях, которая выдаёт функциональную грамотность школьника: это читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Кенжеханулы отмечает, что именно эти направления формируют качество знаний по международным стандартам. 

«Ребёнок должен уметь считать, читать и понимать, что происходит в мире, из курсов физики, химии, биологии. По этим специальностям не хватает хороших преподавателей. Когда мы строим новую школу сегодня в любой точке Казахстана, проблема не найти хорошего учителя, а просто учителя. Поэтому стоит задача по воспитанию и взращиванию современных педагогов», рассуждает Кенжеханулы. 

Он убеждён, что раньше худшие выпускники школ поступали на педагогические специальности, но теперь требования к студентам педвуза стали выше, вместе с зарплатой преподавателей. 

О состоянии казахстанских учебников и спросе на переводные книги

Читайте также: О проблемах преподавания русского языка в казахских школах заявил депутат

«У нас есть сложности, связанные с написанием учебников. Другая тема — это регуляторика того, как учебники пишутся, как проводится их экспертиза. Есть уполномоченный орган, который занимается экспертизой учебников. Издательства получают право писать книги на базе так называемых ГОСО, есть требование, что ребёнок должен знать по предмету в пятом классе. Исходя из этого, издательства привлекают автора, который делает этот учебник. Дальше этот учебник отправляют на экспертизу в центр, и этот центр привлекает другого такого же специалиста, который читает этот учебник и даёт свои комментарии. Этого недостаточно, чтобы обеспечить хорошее качество»

Кенжеханулы полагает, что заключение одного эксперта недостаточно, и что экспертиза книги должна проводиться на нескольких уровнях с привлечением общественности. 

Фото: Издание "Мектеп"
Фото: Издание «Мектеп»

Он также добавил, что в стране нет школы подготовки авторов учебников, которая существует в мировой практике:

«Быть автором учебника — огромная привилегия и требует совершенно других компетенций. Быть доктором наук в какой-то сфере не означает, что вы можете стать автором учебника, там совершенно другой набор компетенций. И этому учат, потому что учебник — это технология, это спираль, где мы потихоньку нагружаем учебник содержанием, новыми знаниями, учитывая психологию ребёнка. А у нас, к сожалению, этих компетенций нет».

На вопрос о том, насколько казахоязычная аудитория активна в чтении книг, Рауан ответил, что интерес читателей стабильно растёт. Наибольшей популярностью пользуются классические произведения — от творчества Абая до мировых бестселлеров вроде Стивена Кови. 

«Мы много общаемся с издателями, которые делают коммерческие проекты, и они уже работают несколько лет. Если бы это не читалось и не пользовалось каким-то спросом, то ребята бы точно остановились, потому что для них это коммерческие проекты. В рамках своей платформы мы чётко отслеживаем, потому что мы видим личные полки. У нас порядка полумиллиона аккаунтов в этой электронной библиотеке. Из них у 10 тысяч человек есть подписка, и они платят деньги за то, чтобы получить доступ к этим книгам», рассказал он. 

Также он подчеркнул, что не хватает учебников по естественным и точным наукам, тогда как по гуманитарным наукам такой проблемы нет. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости