На содержание казахстанских дорог потратили почти на 300 млрд тенге больше, чем стоило бы — Смаилов

cover Фото: нейросеть Midjourney

12 июня в Мажилисе парламента глава Высшей аудиторской палаты РК Алихан Смаилов отчитался о результатах госаудита автодорожной отрасли страны, сообщает Orda.kz

Результаты аудита автодорожной отрасли не менее тревожные, чем железнодорожной. Государственные аудиторы выявили существенные системные недостатки, требующие незамедлительных решений.

Всего за последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделили порядка 1,9 трлн тенге. По данным аудита, доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72 %.

«Ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств с нарушением разрешённой массы. Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции государственных органов. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений. Нужен категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования. И ужесточение ответственности за причиняемый ущерб государству», сказал Смаилов. 

Более того, ухудшению дорог, по его словам, способствует реализация проектов по среднему ремонту дорог, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы. Проблема в низком качестве управления проектами по международным займам под гарантию государства. Отмечается затягивание сроков их реализации.

Это привело:

  • к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов;
  • к удорожанию проектов на 294 млрд тенге;
  • к оплате АО «НК «КазАвтоЖол» 21 млрд тенге не подтверждённых понесённых затрат.
«Не проводится оценка достигнутых эффектов от привлечённых средств под гарантию государства. Себестоимость реализуемых за счет таких средств проектов на предмет возможного удешевления не анализируется. К примеру, стоимость километра дорог за счёт гарантированных займов дороже стоимости строительства за счёт бюджетных средств в среднем в три раза», сказал Смаилов. 

Дефицит строительных материалов и их низкое качество, отражаются как на себестоимости строительства и ремонта дорог, так и на своевременности реализации проектов автодорожной отрасли. Проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог недостаточно эффективно.

Сохраняется остаточный принцип финансирования работ по текущему содержанию дорог. За последние четыре года в среднем 67 % от норматива. 

Есть недоукомплектованность АО «НК «КазАвтоЖол» дорожно-эксплуатационной техникой, необходимой для содержания автодорог республиканского значения.

Также Смаилов отчитался о проблемах сферы железнодорожных перевозок. Там нашли множественные финансовые нарушения. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости