Нет дорог — нет налога: за чей счёт страдают казахстанские водители?
![cover](/uploads/posts/2024-04/sizes/1440x810/dorogi-chitateli-orda.webp)
В первых числах апреля редакция Orda.kz запустила спецпроект «Нет дорог — нет налогов». Мы хотим помочь улучшить городские и сельские дороги в стране, которые зачастую, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Почти месяц читатели отправляли нам кадры, которые подтверждают это. Мы решили начать вторую фазу проекта — рассказываем о механизмах строительства и ремонта дорог в Казахстане и какую роль в этом играют наши читатели. В этот раз мы рассказываем, какие налоги казахстанцев идут на дороги.
Строятся ли дороги на транспортный налог?
Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог. Однако, несмотря на название, он не является целевым. Как пояснили в Минфине, все налоги собираются в один общий котёл, а уже оттуда распределяются на необходимые нужды. Именно транспортный налог поступает в местные бюджеты.
«Транспортный налог уходит в местный бюджет. И дальше, к примеру, если в одном ауле 10 авто, транспортный налог вместе с остальными налогами направят на развитие этого аула. Это может быть развитие инфраструктуры, в том числе и дороги, но не обязательно. Деньги будут направлять на затраты, которые считаются более приоритетными. К примеру, ремонт школ и так далее. То есть сумма налога не является адресной, и если мы собираем транспортный налог, это не значит, что мы должны всё это потратить на дороги», сказал вице-министр финансов Ержан Биржанов.
И поскольку затраты на различные нужды формируются из общего пирога, то очевидно, что местные дороги строятся за счёт всех, кто живёт в конкретном городе или селе. И идя по этой дороге пешком или проезжая на собственном или общественном транспорте, вы можете смело утверждать, что они строятся и ремонтируются за ваши деньги, независимо от того, есть у вас автомобиль или нет. А значит, вы вправе и требовать качество.
«Конечно, вы можете как налогоплательщик. Вы, в конце концов, платите подоходный налог с заработной платы, который составляет львиную долю местного бюджета. И эти деньги тоже идут на благоустройство и улучшение», добавил он.
По такому же принципу финансируются и дороги республиканского значения — те, которые пролегают между регионами.
Кому предъявить претензии за плохие дороги?
Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева отмечает, что каждый гражданин вправе требовать качественных дорог. И если вы попали в ДТП из-за ям и ухабов или просто увидели, что дорога в родном городе или селе выглядит так, как на фото, которые нам присылали читатели, то смело можете спрашивать с местных властей.
«Вы можете пожаловаться в исполнительные органы либо можете обратиться в суд. Подавать нужно на администратора дороги — как правило, это госорганы. На их балансе находятся дороги. А госорган, в свою очередь, как ответчик может предъявлять соответствующие претензии тому, кто строил или содержит эту дорогу (подрядчик — прим. авт.), которому платят за это. То есть если дорогу отремонтировали некачественно, предъявлять будут тому, кто этим занимался. Если речь идёт о повреждении, то тому, кто это повреждение устроил. Разные варианты могут быть», сказала Екатерина Смышляева.
![](/uploads/posts/2024-04/photo_2024-04-09_11-01-52.jpg)
Столичный акимат решил использовать «гарантийный талон» на строительство дорог. Не так давно на сайте акимата появилось сообщение, что из-за выявленных дефектов несколько подрядных организаций принудят переделать работы за свой счёт.
«Это право по договору. Ведь это исполнитель, который получил средства на ремонт дорог, и сделал это некачественно. А у работ есть срок гарантии. И если он ещё не вышел, то, конечно, нужно заставлять переделывать, однозначно», сказала Смышляева.
Депутат добавила, что сейчас в парламенте рассматривают поправки, которые связаны с нарушениями содержания дорог со стороны подрядчиков.
«У нас есть предприятия, которые отвечают за содержание дорог. И многие ТОО, подрядные организации нарушают правила содержания дорог по 10–20 раз в год. И им сейчас, наверное, выгоднее штраф оплатить, чем дорогу содержать. Поэтому мы вводим двукратное увеличение штрафов. Есть ещё повреждения на дорогах. Вот провели работы коммунальной службы с люками, например, и оставили всё как есть. Водители все знают эту проблему. За такие нарушения, совершённые повторно, мы также хотим удвоить штраф», отметила депутат.
![](/uploads/posts/2024-04/photo_2024-04-08_20-09-37.jpg)
Хочется, чтобы все дороги были как трасса до Борового
Ержан Биржанов считает, что для улучшения ситуации нужно увеличивать число платных дорог.
«Конечно, у нас территория большая, и хотелось бы, чтобы все дороги были как трасса до Борового. Но для такой инфраструктуры требуется очень много денег. Не только, например, с бюджета должны деньги выделяться — платные дороги на участках могут компенсировать затраты. Вторая часть — это улучшение качества работ. Такое бывает, что условно весной смывает асфальт, поэтому ответственность исполнителей будет повышаться в рамках закона о госзакупках. Эти изменения будут внедрены, и ответственность, и выбор поставщика, это всё обновим», сказал вице-министр финансов.
В то же время часть ответственности за сохранность дорог лежит и на самих «пользователях».
«Мы сейчас большую трассу в Европу построили (Транскаспийский международный транспортный маршрут "ТРАСЕКА" соединяет Восточную Европу с Центральной Азией и Китай — прим. авт.). Это дало толчок торговле. Казахстан превращается в транзитную зону. Грузовики большими потоками идут, и это вклад в экономику. Но дороги имеют свойство изнашиваться, поэтому нужно соблюдать все требования, в том числе и по весовым параметрам», заключил Ержан Биржанов.
В 2024 году в Казахстане станут платными ещё четыре участка междугородних трасс. Среди них:
- Кызылорда — Аральск (455 километров);
- Актобе — граница РФ (на Оренбург) (92 километра);
- Костанай — граница РФ (на Троицк) (163 километра);
- Актау — Бейнеу (454 километра).
Читайте также:
Лента новостей
- Сборная Казахстана с флагом страны на Олимпийских играх в Париже
- Челябинская область: прорыв плотины, затопило несколько сёл
- «Переводчик смеётся, обвиняемый протестует»: Айтбек Амангельды возмущён судом над Айтеновым
- В Париже началась церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр
- Арест и выдворение: иностранца задержали в Астане за домогательства к женщине
- Суд в Алматы вынес приговор избившему детей в лифте
- Олимпиада в Париже: волна преступлений захлестнула город
- Рэпер Снуп Догг пронёс олимпийский огонь перед открытием Олимпиады
- «Не сможем простить его»: родные погибших супругов, которых сбил полицейский
- Подрядчик сорвал сроки, но продолжает получать миллионы от акимата Алматинской области
- Казахстан хочет принять международные нормы по минимальной зарплате
- Леса в двух регионах отдали совместной казахстанско-китайской компании
- Шуточный срок: как казахстанцы отреагировали на арест комика Александра Меркуля
- Котельная в сельской школе горела в Жамбылской области
- «Я обнимал её, а она дубасила» — что Айтенов сказал в суде
- «В Шымкенте похитили девушку, полиция отказалась заводить дело» — Дина Смаилова
- Комфортные школы: что правда, а что миф?
- Зампрокурора Алматы Нурлан Ауганбаев вернулся на работу
- Бывшей супруге Марата Айтенова вынесли предупреждение
- «Здесь просто отмывают деньги!»: жители улицы недалеко от Акорды устали от многолетнего ремонта