Нет дорог — нет налога: за чей счёт страдают казахстанские водители?

cover Фото читателей Orda.kz

В первых числах апреля редакция Orda.kz запустила спецпроект «Нет дорог — нет налогов». Мы хотим помочь улучшить городские и сельские дороги в стране, которые зачастую, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Почти месяц читатели отправляли нам кадры, которые подтверждают это. Мы решили начать вторую фазу проекта — рассказываем о механизмах строительства и ремонта дорог в Казахстане и какую роль в этом играют наши читатели. В этот раз мы рассказываем, какие налоги казахстанцев идут на дороги.

Строятся ли дороги на транспортный налог?

Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог. Однако, несмотря на название, он не является целевым. Как пояснили в Минфине, все налоги собираются в один общий котёл, а уже оттуда распределяются на необходимые нужды. Именно транспортный налог поступает в местные бюджеты.

«Транспортный налог уходит в местный бюджет. И дальше, к примеру, если в одном ауле 10 авто, транспортный налог вместе с остальными налогами направят на развитие этого аула. Это может быть развитие инфраструктуры, в том числе и дороги, но не обязательно. Деньги будут направлять на затраты, которые считаются более приоритетными. К примеру, ремонт школ и так далее. То есть сумма налога не является адресной, и если мы собираем транспортный налог, это не значит, что мы должны всё это потратить на дороги», сказал вице-министр финансов Ержан Биржанов.

И поскольку затраты на различные нужды формируются из общего пирога, то очевидно, что местные дороги строятся за счёт всех, кто живёт в конкретном городе или селе. И идя по этой дороге пешком или проезжая на собственном или общественном транспорте, вы можете смело утверждать, что они строятся и ремонтируются за ваши деньги, независимо от того, есть у вас автомобиль или нет. А значит, вы вправе и требовать качество.

«Конечно, вы можете как налогоплательщик. Вы, в конце концов, платите подоходный налог с заработной платы, который составляет львиную долю местного бюджета. И эти деньги тоже идут на благоустройство и улучшение», добавил он.

По такому же принципу финансируются и дороги республиканского значения — те, которые пролегают между регионами.

Кому предъявить претензии за плохие дороги?

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева отмечает, что каждый гражданин вправе требовать качественных дорог. И если вы попали в ДТП из-за ям и ухабов или просто увидели, что дорога в родном городе или селе выглядит так, как на фото, которые нам присылали читатели, то смело можете спрашивать с местных властей.

«Вы можете пожаловаться в исполнительные органы либо можете обратиться в суд. Подавать нужно на администратора дороги — как правило, это госорганы. На их балансе находятся дороги. А госорган, в свою очередь, как ответчик может предъявлять соответствующие претензии тому, кто строил или содержит эту дорогу (подрядчик — прим. авт.), которому платят за это. То есть если дорогу отремонтировали некачественно, предъявлять будут тому, кто этим занимался. Если речь идёт о повреждении, то тому, кто это повреждение устроил. Разные варианты могут быть», сказала Екатерина Смышляева.
Фото читателей Orda.kz

Столичный акимат решил использовать «гарантийный талон» на строительство дорог. Не так давно на сайте акимата появилось сообщение, что из-за выявленных дефектов несколько подрядных организаций принудят переделать работы за свой счёт. 

«Это право по договору. Ведь это исполнитель, который получил средства на ремонт дорог, и сделал это некачественно. А у работ есть срок гарантии. И если он ещё не вышел, то, конечно, нужно заставлять переделывать, однозначно», сказала Смышляева.

Депутат добавила, что сейчас в парламенте рассматривают поправки, которые связаны с нарушениями содержания дорог со стороны подрядчиков.

«У нас есть предприятия, которые отвечают за содержание дорог. И многие ТОО, подрядные организации нарушают правила содержания дорог по 10–20 раз в год. И им сейчас, наверное, выгоднее штраф оплатить, чем дорогу содержать. Поэтому мы вводим двукратное увеличение штрафов. Есть ещё повреждения на дорогах. Вот провели работы коммунальной службы с люками, например, и оставили всё как есть. Водители все знают эту проблему. За такие нарушения, совершённые повторно, мы также хотим удвоить штраф», отметила депутат.
Фото читателей Orda.kz

Хочется, чтобы все дороги были как трасса до Борового

Ержан Биржанов считает, что для улучшения ситуации нужно увеличивать число платных дорог.

«Конечно, у нас территория большая, и хотелось бы, чтобы все дороги были как трасса до Борового. Но для такой инфраструктуры требуется очень много денег. Не только, например, с бюджета должны деньги выделяться — платные дороги на участках могут компенсировать затраты. Вторая часть — это улучшение качества работ. Такое бывает, что условно весной смывает асфальт, поэтому ответственность исполнителей будет повышаться в рамках закона о госзакупках. Эти изменения будут внедрены, и ответственность, и выбор поставщика, это всё обновим», сказал вице-министр финансов.

В то же время часть ответственности за сохранность дорог лежит и на самих «пользователях».

«Мы сейчас большую трассу в Европу построили (Транскаспийский международный транспортный маршрут "ТРАСЕКА" соединяет Восточную Европу с Центральной Азией и Китай — прим. авт.). Это дало толчок торговле. Казахстан превращается в транзитную зону. Грузовики большими потоками идут, и это вклад в экономику. Но дороги имеют свойство изнашиваться, поэтому нужно соблюдать все требования, в том числе и по весовым параметрам», заключил Ержан Биржанов.

В 2024 году в Казахстане станут платными ещё четыре участка междугородних трасс. Среди них: 

  • Кызылорда — Аральск (455 километров);
  • Актобе — граница РФ (на Оренбург) (92 километра);
  • Костанай — граница РФ (на Троицк) (163 километра);
  • Актау — Бейнеу (454 километра).

Читайте также:

Лента новостей

все новости