Когда дороги и города Казахстана станут безопаснее, или В каких условиях вынуждены работать архитекторы?

cover коллаж Orda.kz

Автомобили, общественный транспорт, самокаты, мопеды и неправильно спроектированные улицы представляют опасность для жизни людей. Минимизировать ущерб может концепция Vision Zero. Она и стала самой обсуждаемой темой на открывшемся в Алматы форуме, который посетил корреспондент Orda.kz

Казахстан продолжает оставаться одним из лидеров антирейтинга СНГ по количеству погибших на дорогах, стабильно входя в первую тройку. При этом в республике тратят много денег на развитие дорожной инфраструктуры, но получается как-то неэффективно. 

ДТП и гибель людей как норма

За 10 месяцев 2023 года в стране зарегистрированы 11 618 ДТП — это на 2 % меньше, чем за тот же период прошлого года. Если взглянуть на данные комитета по правовой статистике РК, с 2015 года число пострадавших на дорогах снизилось, но в последние годы как будто бы позитивных тенденций нет — так же, как и по смертности. 

Больше всего раненых зарегистрировано в:

  • Алматы (3213)
  • Жамбылской области (1344)
  • Алматинской области (1343)
  • Туркестанской области (775) 
  • Акмолинской области (738) 

По погибшим статистика следующая: Алматинская (268), Туркестанская (228), Жамбылская (167), Жетысуская (117) и Карагандинская (132) области. В Южной столице погибших меньше, но это мегаполис, где люди не разгоняются до скоростей, как на загородных трассах, хотя людей, ставящих свою страсть к быстрой езде или свое «опоздание» выше человеческой жизни, тоже хватает.

Установка камер «Сергек», которые играют большую роль в успокоении трафика и «тормозят» нарушителей, дала эффект, но не надолго. Тем не менее, соучредитель и генеральный директор Sergek Group Асет Ахметов рассказал, почему внедрения систем дорожной безопасности недостаточно для снижения смертности при ДТП

«Когда речь идет о густонаселенных городах с большим количеством машин и транспортным потоком, результат от систем дорожной безопасности моментальный. Дальше идут стагнация либо регресс. Поэтому для снижения
смертности в ДТП и сведения ее к нулю нужны комплексные меры, которые будут включать в себя и физические меры по успокоению трафика, и изменение проектирования улиц и стандартов», — сказал Ахметов.

Как поможет Vision Zero 

Национальную концепцию безопасности дорожного движения приняли в 2017 году, но ощутимых перемен она не принесла. Сейчас разрабатывают проект Концепции общественной безопасности с большим разделом, посвященном безопасности на дорогах. По итогам президенту Казахстана презентуют ежегодный доклад. Если раньше число ДТП было головной болью только одного МВД, то теперь за снижение смертности будут отвечать несколько ведомств и привлекут для этого экспертное сообщество. 

«Предусмотрена солидарная ответственность всех уполномоченных органов, в том числе местных. Эти меры должны сократить аварийность на дорогах страны», — заявил на форуме глава комитета административной полиции МВД Кайсар Султанбаев.

Он сравнил Алматы со Стокгольмом, в котором так же, как и в казахстанском мегаполисе, живут 2,5 млн человек. В столице Швеции нет пробок, огромного количества машин, потому что там работает 100 станций метро (в Алматы — 11), и многие люди ездят на велосипедах. 

Именно в Швеции в 1997 году на уровне парламента одобрили концепцию Vision Zero. Она предусматривает нулевую терпимость к гибели людей на дорогах, в том числе и проектирование таким образом, чтобы водители даже при желании не могли разгоняться или как-то еще сбивать людей и создавать аварийные ситуации

архитектор Давид Камински, фото Orda.kz
Архитектор Давид Камински, фото Orda.kz

Эту концепцию стали реализовывать в Алматы при Бауыржане Байбеке, но следующий аким Бакытжан Сагинтаев о ней как будто забыл. Сейчас концепция возвращается в город не без помощи архитектора, коренного алматинца Давида Камински, который перепроектировал несколько улиц и перекрестков так, чтобы было удобно пешеходам, и стало меньше аварий.

схема изменения направлений пешеходных переходов на перекрестке проспектов Аль-Фараби и Назарбаева, фото Orda.kz
Схема изменения направлений пешеходных переходов на перекрестке проспектов Аль-Фараби и Назарбаева, фото Orda.kz

Среди них — перекресток проспектов Аль-Фараби и Назарбаева. Как выяснилось, изменить ситуацию можно и без кардинальной перестройки — путем исследования и изменения разметки. В ближайшее время планируют поменять разметку на Назарбаева перед улицей Сатпаева, чтобы выделить одну полосу для левого поворота. 

Проблемы строительства в Казахстане

При этом в Казахстане по-прежнему большие проблемы с пониманием и проектированием правильных улиц, пространств и кварталов. Об этом мы поговорили с архитектором из Астаны Санжаром Казиевым, который также входит в сообщество урбанистов и архитекторов Q88. По его словам, в республике до сих пор каждое ведомство отвечает только за свою сферу, часто не взаимодействуя с другими, что в итоге приводит к плачевным для населения результатам. 

«Институт градостроительства у нас мертв. Он не появится, пока статус профессии архитектора не будет выше статуса чиновника. В советское время, несмотря на диктатуру в государстве, были созданы прекрасные архитектурные объекты — кинотеатры, Дворец школьников, акимат в Астане. Потому что главный архитектор города имел вес, опыт и образование. Он не позволял строить "черт те что". Сейчас главные архитекторы решают задачи по землепользованию — как эффективно и дорого ею распорядиться», — рассказывает Казиев.  
Санжар Казиев, фото Orda.kz
Санжар Казиев, фото Orda.kz

Архитектор надеется, что прошедший в Алматы форум Vision Zero будет способствовать лучшему пониманию проблем улиц, городов, а также налаживанию диалога между чиновниками, бизнесом и экспертным сообществом. 

«Сейчас генпланы городов разыгрываются на тендерах, которые выигрывают какие-то организации, не выезжая даже в этот город. Не понимая сути, культуры местных жителей, они разрабатывают генпланы этих городов. Они делают генеральные планы, как в советское время, когда было развито панельное домостроение и надо было просто переселить огромную массу людей из аулов в города. Те генпланы свою задачу выполнили, а современные — нет», — говорит эксперт. 

Казахстану необходима организация, которая будет координировать реализацию проектов в том числе и на межведомственном уровне. Проекты и отчеты не должны делать только для преподнесения вышестоящим лицам и госорганам. Создать исследовательский и координационный институт можно только с помощью политической воли, осознать, что пора отходить от философии денег, и сделать мерилом успеха счастье людей. Пока же в стране нет вакансий для тех урбанистов и архитекторов, кто получил зарубежное образование. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости