Коррупционные риски, или что не так с субсидиями минсельхоза

cover Фото автора Julia Volk: Pexels

Антикоррупционная служба заявила о задержании чиновников, причастных к хищению субсидий для сельского хозяйства. Журналисты Orda.kz разобрали ситуацию в сельском хозяйстве Казахстана, которая создала условия для коррупционных подозрений.

Что произошло?

1 ноября Антикоррупционная служба заявила, что задержала подозреваемых, которые причастны к хищению субсидий для сельского хозяйства.

Следственные мероприятия проводят в столице, Шымкенте, Туркестанской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Акмолинской и Актюбинской областях. Также Антикор заявил, что установлено более 30 лиц, подозреваемых в коррупции, и "многие из них уже дают признательные показания".

Как сейчас получают субсидии

Чтобы разобраться в системе распределения субсидий для сельского хозяйства, для начала нужно понять, что такое субсидии, кому и как их выдают.

Субсидии для сельского хозяйства – выплаты из государственного бюджета фермерам для возмещения затрат. Субсидии в этой сфере могут давать для развития скотоводства, растениеводства, семеноводства, закупа удобрений и других видов сельскохозяйственной деятельности.

Директор ТОО «Агрофирма «Родина» Иван Сауэр на своём примере рассказывает об алгоритме действий по получению субсидий.

— Когда в госказне есть в наличии средства, то никаких проблем не возникает. Прикрепляешь заявку на портале, и тебе перечисляются деньги. Когда средства заканчиваются (сейчас семь месяцев уже нет субсидий на молоко), то ничего нет. Сдай подтверждающие документы и получи субсидии. Пакет документов небольшой, несложно получить, – делится опытом Сауэр.

По его словам, проверяющие обязательно проконтролируют выделенные субсидии, особенно, инвестиционные. Для этого они выезжают на место, всё смотрят и фотографируют.

Инвестиционные субсидии – это субсидирование по возмещению части расходов, которые понёс фермер при инвестиционных вложениях. 

— Допустим, то, что касается меня, как руководителя ассоциации мясо-молочного союза, как председателя АПК "Атамекен", мы постоянно изучаем, анализируем. Очень много негативных, несправедливых нападок на субсидирование.

Как раньше подавали заявки на субсидии? 

Система субсидирования в животноводстве появилась ещё в далёком 2007 году. Тогда субсидировали только «крупняков»: откормплощадки, птицефабрики, свинокомплексы, молочно-товарные фермы. По тем временам там крутились огромные суммы. 

Член правления «Мясного союза Казахстана» Максут Бактибаев рассказал, что до 2013 года заявки одобряли очень долго.

— Подаёшь заявку на субсидии, допустим, в марте, а деньги тебе могли прийти только в декабре. Как это происходило? Пишешь заявление в районный акимат. Его должен завизировать аким района, поставить печать. Потом заявка идёт в область, там в области ещё комиссия заседает (пока всех соберёшь). Потом эта комиссия рассматривает, всё ли нормально. Лишь в конце года выплачивали субсидии и бюджет всегда был меньше, чем количество заявок, – вспоминает Бактибаев.

Он уверен, что вся эта бюрократия и создавала благоприятную среду для злоупотреблений.

Оптимизировать правила получения субсидий начали в 2013 году. Тогда субсидии начали выплачивать ежемесячно, вся информация о получателях заносилась в систему ИАС, делали сверку с идентификацией сельскохозяйственных животных (ИСЖ) и другими базами данных, но проверяли информацию вручную сотрудники районных акиматов.

В системе минсельхоза ИАС фермеры регистрировались через ЭЦП. Все это потом было оцифровано. 

Электронная система развивалась и со временем появилась техническая возможность сверять все базы данных в автоматическом режиме. Сократили ручной труд за счёт того, что заявки стали приниматься не на бумажных носителях, а в электронном формате.

- Примерно к 2016-2018 годам система достигла пика в своём логическом развитии. Причём фермеры платили за пользование системой, и средства на различные доработки были, - отметил Бактибаев.

Коррупционные риски

Субсидии в АПК сейчас выдают с помощью двух информационных систем:

  • Qoldau;
  • "ИАС" (plem.kz).

Член правления «Мясного союза Казахстана» и экс-министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков уверен, что минсельхоз работает с устаревшими информационными системами, которые предполагают коррупционные риски и нецелевое расходование субсидий.

Кроме субсидий на животноводство, все остальные выдаются через Qoldau, которая интегрирована с более чем 20-ю государственными и глобальными базами данных.

Это значит, что при рассмотрении заявки на субсидии Qoldau включает форматно-логический контроль и проверяет получателя на соблюдение всех необходимых требований: регистрацию юрлица или ИП/крестьянское хозяйство, отсутствие просроченной задолженности, право на земельный участок, наличие техники и прочее, пояснил Мамытбеков.

Другая система, по мнению Мамытбекова, – «ИАС» не имеет интеграции с базами данных, поэтому не может автоматически проверить соблюдение требований и достоверность информации.

— Например, ИАС не может проверить, есть ли у заявителя земельный участок сельхозназначения, потому что нет интеграции с АИС «Государственный земельный кадастр», не может проверить, живой заявитель или уже умер, есть ли задолженности, а из-за отсутствия умной интеграции между системами ИАС и ИСЖ нет возможности отклонять заявки на уже реализованный скот, – обратил внимание экс-министр. 

В 2019 году субсидии на животноводство выдавались на платформе Qoldau, но в середине этого же года минсельхоз резко решил перейти на небезопасную ИАС, хотя Qoldau – гораздо более умная и надёжная система, подчеркивает Мамытбеков. Из-за отсутствия технической возможности проверить требования к получателю субсидий в 2019 году были специально упрощены правила субсидирования животноводства. Так, вместо совершенствования сырой информсистемы упростили сами правила субсидирования.

— И тут все недобросовестные люди увидели лазейку, в которую и полезли. Постепенно эта лазейка превратилась в широкий проход, — обратил внимание Мамытбеков.

Мамытбеков предоставил редакции письма, которые направлялись в минсельхоз - в них предупреждение, что из-за отсутствия контроля будет нецелевое использование и хищение бюджетных средств. Так и случилось, это мы сегодня и наблюдаем, говорит он.

Экс-министр заметил, что система ИСЖ не менее уязвима. Люди, у которых есть доступ к базе данных, могут поменять пол, возраст, породу животных, и нельзя отследить, кто именно это сделал.

— Мы хотели её (ИСЖ – Авт.) модернизировать. Нашли специалистов, которые могли это сделать без затрат бюджетных средств. Но руководство МСХ не успело закончить эту работу в 2019 году, а после были приняты совсем другие методы и подходы, а система так и остаётся уязвимой.

На вопрос Orda.kz, почему в отраслевом ведомстве решили «убрать требования», а не интегрировать ИАС с другими базами данных, экс-министр ответил, что не знает, «до чего докопают, кто заинтересован, чтобы система была небезопасная или это халатность».

Есть ещё одна информационная государственная система ИСЖ Рortal.iszh.kz (идентификация сельскохозяйственных животных). Как сообщил Максут Бактибаев, ИСЖ - это больше ветеринарная система по учёту животных. В ней есть сведения о владельце скота, о ветеринарных мероприятиях. Данные в систему заносит государственный ветеринарный врач. У самих фермеров доступа нет. 

— Получается, система ИСЖ для ветеринаров, а ИАС - платформа для подачи субсидий для фермеров. То есть, по сути, их никто не проверяет, никто не следит за тем, как они заполняют таблицы данных. Фермер теоретически может зафиксировать, что 1000 голов родилось, а не 500. По факту ИСЖ система не должна пропускать манипуляции с данными, – отметил Бактибаев. 

В системах ИСЖ и ИАС очень много пробелов, потому что и ветеринары, и фермеры на местах могут допускать ошибки, когда заносятся данные, - утверждает Бактибаев.

— Тут работает человеческий фактор - можно ошибиться с количеством, когда забиваешь данные по огромному количеству скота, поэтому в ИСЖ есть погрешности. С течением времени стало поступать много жалоб на систему ИСЖ: что в ней много ошибок. Фермеры жаловались, что из-за того, что она глючит, их заявки не проходили.

Эксперт полагает, что отключили синхронизацию между ИАС и ИСЖ в прошлом году как раз из-за этого.

Этим могли воспользоваться люди, которые получали субсидии за то, чего по факту не было. Но в любом случае, в заявке есть оговорка – за предоставление неверных данных ответственность несёт заявитель, то есть министерство по сути сказало, если тебя поймают на том, что у тебя не сходятся данные, ты будешь нести ответственность. Вот так и случилось, – заключил Бактибаев. 

Как субсидии выдают салонам красоты

В Казахстане субсидии на поддержку племенного животноводства выдавались салонам красоты, фармацевтическим компаниям и предприятиям далёким от сельского хозяйства. Руководитель управления государственных активов Алматы Серик Ибраев считает, что это "отголоски несовершенства системы". Она не может подсказать чиновнику, что "данный получатель не подходит".

Ибраев – методолог создания системы Qoldau. А появилась она из-за проблем на зерновом рынке: были случаи мошенничества, что потом вылилось в громкие скандалы с агрохолдингам.

Тогда в ведомстве и задумались о создании системы, которая помогла бы сделать рынок зерна прозрачным. Когда система появилась, руководство МСХ попросило помочь с решением той же проблемы на рынке субсидий. Тогда и создали Qoldau, на которую "абсолютно ни один тенге бюджетный не был потрачен", отметил Ибраев.

— У нас тоже есть недоработки, но система — это зеркальное отражение тех правил, которые создаются МСХ. Мы объясняли МСХ, что в ИАС есть условия для нецелевого использования и хищений. Это было два года назад. Это и произошло, - говорит Ибраев.

На вопрос "Почему никто не проверяет, куда идут деньги?" собеседник ответил, что "субсидия — это не кредит, а возмещение затрат".

— Если доказано, что человек понёс затраты, то государство их возмещает. И дальше оно не контролирует, куда тратятся деньги. Это его деньги, он волен сам решать, что с ними делать, - объяснил Ибраев.

Так почему же МСХ решил перейти на ИАС? Ибраев предполагает, что "минсельхоз, наверное, хотел сделать как лучше для фермеров, но, видимо, не хватило экспертизы".

Сколько денег ушло на субсидии?

В 2019 году субсидии на агропромышленный комплекс достигли рекордных 324 млрд тенге, в 2020 году – 349 млрд. По уровню субсидий мы уступаем странам-партнёрам по ЕАЭС. Например, в 2015 году объём субсидий, по так называемой «жёлтой корзине» в РК составил около 960 млн долларов (181 млрд тенге), в Беларуси – 1,5 млрд, в России – 3,3 млрд. Это по данным исследователей Руслана Асаубаева и Жаната Нургалиева.

Данные: «Бюджетный анализ АПК» некоммерческая организация «INTEGRITY ASTANA».

Вид субсидийОбъем субсидий 2021 год, млн тг.Подано заявок на, млн  тг.Оплачено, млн  тг.
ИТОГО, в т.ч.:262,492213,470182,805
по инвестиционным субсидиям104,51591,73668,589 
по ставкам вознаграждения55,003 35,378 35,378 
по пестицидам32,376 32,202 29,254 
по удобрениям27,444 27,376 25,587 
по семенам15,21013,773 12,916 
по переработке сельхозпродукции10,465 9,151 8,346 
по гектарным субсидиям7,861416 129
по поливной воде2,457 2,313 1,773 
по страхованию2,448 00
по гарантированию/страхованию займов2,26800
по финансовому оздоровлению866431281 
гарантирование по ДКЗ742 201 151 
по аквакультуре454 358 302 
по операционным расходам МФО309 67 52
по ревизионным союзам69 62 41 
по переработке сельхозпродукции (местный бюджет)000
по животноводству000
по многолетним насаждениям000
Объём субсидий из бюджета на агропромышленный комплекс в 2021 году по данным Qoldau.kz

ТОП - 10 компаний получателей субсидий по данным Qoldau.kz в 2021 году. 

НомерКомпанияСумма субсидий, млн тг.Полученные субсидииОбластьРегион
1ТОО "Масло-Дел"2,203Процентная ставка: 609,071,242 тг.; Процентная ставка: Оплачено 609,071,242 тг.; Переработка: 925,096,980 тг.; Переработка: Оплачено 925,096,980 тг.;
Инвест: 668,974,025 тг.;
Инвест: Оплачено 668,974,025 тг.
Алматы г.а.Алатауский р.а.
2ТОО "ТҰҚЫМ"1,756Процентная ставка: 35,933,786 тг.; Процентная ставка: Оплачено 35,933,786 тг.; Гербициды: 472,255,119 тг.; Гербициды: Оплачено 472,255,119 тг.;
Удобрения: 1,056,530,888 тг.; Удобрения: Оплачено 1,056,530,888 тг.;
Инвест: 188,866,483 тг.;
Инвест: Оплачено 188,866,483 тг.; Семена: 2,543,400 тг.; Семена: Оплачено 2,543,400 тг.
Северо-Казахстанская областьрайон имени Габита Мусрепова
3ТОО "EMC Agro"1,229Процентная ставка: 320,476,700 тг.; Процентная ставка: Оплачено 320,476,700 тг.; Инвест: 909,045,801 тг.Северо-Казахстанская областьТайыншинский район
4ТОО "Greenhouse-Qaztomat" (Греенхoусе-Казтомат)1,15Процентная ставка: 1,135,091,599 тг.; Процентная ставка: Оплачено 1,135,091,599 тг.; Удобрения: 15,298,324 тг.; Удобрения: Оплачено 15,298,324 тг.Павлодарская областьЭкибастуз г.а.
5ТОО "Журавлевка-1"1,1Процентная ставка: 62,965,808 тг.; Процентная ставка: Оплачено 62,965,808 тг.; Гербициды: 237,907,772 тг.; Гербициды: Оплачено 237,907,772 тг.; Удобрения: 329,387,820 тг.; Удобрения: Оплачено 329,387,820 тг.; Инвест: 369,755,989 тг.;
Инвест: Оплачено 369,755,989 тг.; Семена: 99,637,194 тг.; Семена: Оплачено 99,637,194 тг.
Акмолинская областьБуландынский район
6ТОО "Асыл логистикс"1,1Процентная ставка: 256,951,061 тг.; Процентная ставка: Оплачено 256,951,061 тг.; Гербициды: 238,538,590 тг.; Гербициды: Оплачено 238,538,590 тг.; Инвест: 432,349,728 тг.; Инвест: Оплачено 432,349,728 тг.; Семена: 157,826,154 тг.; Семена: Оплачено 157,826,154 тг.Северо-Казахстанская областьШал Акына район
7ТОО "DALA-FRUIT.KZ"1,081Процентная ставка: 395,401,387 тг.; Процентная ставка: Оплачено 395,401,387 тг.; Гербициды: 466,120 тг.; Гербициды: Оплачено 466,120 тг.; Удобрения: 13,858,876 тг.; Удобрения: Оплачено 13,858,876 тг.;
Инвест: 671,271,906 тг.; Инвест: Оплачено 671,271,906 тг.;
Вода: 703,805 тг.; Вода: Оплачено 703,805 тг.
Туркестанская областьСайрамский район
8Акционерное общество "АЛАТАУ-ҚҰС"961Процентная ставка: 42,437,132 тг.; Процентная ставка: Оплачено 42,437,132 тг.; Инвест: 919,402,913 тг.Алматинская областьИлийский район
9ТОО "Олжа Ряжское"862Процентная ставка: 53,588,440 тг.; Процентная ставка: Оплачено 53,588,440 тг.; Гербициды: 400,510,799 тг.; Гербициды: Оплачено 400,510,799 тг.; Удобрения: 301,771,341 тг.; Удобрения: Оплачено 301,771,341 тг.; Инвест: 84,8700 тг.; Инвест: Оплачено 84,8700 тг.; Семена: 21,488,904 тг.; Семена: Оплачено 21,488,904 тг.Костанайская областьУзункольский район
10ТОО "Шахтерское"813Гербициды: 87,865,939 тг.; Удобрения: 157,661,794 тг.; Удобрения: Оплачено 157,661,794 тг.; Инвест: 535,584,278 тг.; Семена: 32,190,420 тг.; Семена: Оплачено 32,190,420 тг.Карагандинская областьНуринский район
Данные Qoldau.kz не включают субсидии, выделенные на животноводство

Кандидат сельхознаук Руслан Асаубаев отмечает, что есть более 60 направлений, по которым выделяются субсидии. Ежегодно правила и критерии субсидирования меняются. 

— Мониторить это всё очень сложно. Здесь всё будет зависеть от каждого региона и его специфической направленности. Условно, юг сильно отличается от севера, север от запада и востока. Также необходимо учесть крупных игроков, которые имеются в областях. Ни для кого, наверное, не секрет, что имеются связи — те же люди, которые работали в акимате, были замами, акимами районов или даже акимами областей, и выше, на уровне республики, имеют свой крупный бизнес, земли. Всё это создает коррупционные риски. Контрольные надзорные органы проверяют, что было сделано на субсидии пост-фактум — через год, два, три. 

Эксперт говорит, что существует очень много направлений, такие как инвестсубсидии для приобретения техники или реконструкции сельскохозяйственных объектов. И государство берётся возмещать расходы от 25-30 % и выше.

— Здесь тоже возникают очень высокие коррупционные риски, потому что невозможно посмотреть, действительно ли необходимо это помещение, оценить целесообразность постройки.

Фото Orda.kz

Экономист, эксперт в сфере общественного мониторинга Жанат Нургалиев рассказал о том, как система учёта поголовья скота позволяет зарабатывать на субсидиях в животноводстве. 

— Допустим, одна голова КРС, если это отечественная - это 150 тысяч тенге, если импортированная из стран СНГ – 225 тысяч. Самый высокий норматив у нас идёт по поголовью, которое импортировано из Австралии, Северной, Южной Америки - 300 тысяч. Всё заявки подаются через электронную систему – приобрели такое-то количество поголовья КРС. Оператором, уполномоченным по этой базе селекционного племенного животноводства, был определён НАНОЦ (Национальный аграрный научно-образовательный центр). Они ведут весь учёт по племенному поголовью скота. Условно говоря, в базе может быть забито за одним крестьянским хозяйством 50 голов, а на самом деле у него 10 голов. Соответственно, он получает субсидии из базы, в которой 50 голов. В такой системе есть коррупционные риски. Выход один - нужно делать систему подачи заявок открытой и прозрачной, – пояснил эксперт.

Жанат Нургалиев также указал, что министерство сельского хозяйства не открыто для общественности, и это тоже создаёт коррупционные риски.

Что в итоге?

Максут Бактибаев считает, что две причины лежат в корне проблем. Первая в том, что система ИСЖ морально устарела. К ней было много нареканий, поэтому её и исключили от процесса субсидирования. Хотя можно было добавить ручную синхронизацию, как в старые добрые времена, а не отменять сверку в правилах. 

Исторически система ИСЖ была в АО "КазАгроМаркетинг", которое её и обслуживало. Когда КазАгроМаркетинг ликвидировали, систему ИСЖ передали правопреемнику - НАНОЦ, дочке минсельхоза. Центр отвечает за науку. Если бы систему ИСЖ передали бы напрямую в комитет ветеринарного контроля, где она по логике и должна быть, то тогда бы не смогли платить программистам достойную зарплату за обслуживание системы, и она бы вообще не работала.

Фото Orda.kz

Как улучшить работу с субсидиями?

– Мы, как общественное объединение, за то, чтобы было много провайдеров, чтобы фермер мог везде подавать заявки на субсидии, хоть в egov, хоть в Kaspi. Это должна быть чистая конкуренция. Если бы была конкуренция, быстрее бы эти системы улучшались и обновлялись. Так как этого нет, они застряли в развитии, – уверен Максут Бактибаев.

В 2021 году с деятельностью минсельхоза также связаны несколько крупных событий:

  • гибель скота в Мангистауской, Кызылординской и других областях. На борьбу с последствиями засухи из бюджета выделили 1,9 млрд тенге. Из этой суммы уже потратили 1,2 млрд;
  • повышение цен на сено и корм, после чего подскочила цен на мясо. При этом прогнозируется их дальнейший рост. 

Авторы: Диана Матвеева, Чингиз Уалихан, Кристина Думанова, Багдат Асылбек

Лента новостей

все новости