Конфликт интересов: производители масел объясняют, почему Казахстан должен оставлять сырье у себя

cover фото Pixabay.com

Казахстанские производители подсолнечного масла снова бьют тревогу – засуха, погубившая значительную часть урожая подсолнечника в этом году, может оставить индустрию без сырья, а казахстанцев – с дорогостоящим маслом. Ситуация усугубляется недовольством части сельхозпроизводителей, которые выдвигают ультиматумы Минсельхозу и требуют упростить выход на внешние рынки. Подробности читайте в материале Orda.kz.

По словам главы Национальной ассоциации производителей масличных культур (НАПМК) Ядыкара Ибрагимова, наступивший новый сельскохозяйственный год (считается с сентября по август) может стать одним из самых сложных в истории. 

Расчёты показывают, что из-за засухи в том числе и на севере и востоке Казахстана, где преимущественно растёт подсолнечник, урожай семян может сократиться на 17% в сравнении с прошлым годом. Это приведёт к существенной нехватке сырья для перерабатывающих заводов. 

«По прогнозам ассоциации, валовый сбор семян подсолнечника в этом году неутешительный. Из-за погодных условий, в том числе отсутствия осадков в вегетационный период в основных сеющих регионах, сбор семян может сократиться на 30–40% и не превысить 850 тысяч тонн», – говорит председатель НАПМК.

При этом, как отмечают в ассоциации, некоторые аграрии пытаются оставить производителей и без этого урожая. Накануне в Астане они потребовали убрать налог на экспорт, в противном случае грозят навсегда перестать сажать подсолнухи.

Уникальное преимущество Казахстана

Недовольство аграриев вызывает экспортная пошлина, одобренная правительством в феврале этого года. За вывоз за границу тонны семян подсолнечника из Казахстана взимается экспортная пошлина в 100 евро. Мера была направлена на поддержание продовольственной безопасности: сырьё остаётся в стране и идёт на создание добавленной стоимости на продукцию – вместо вывоза семян они идут на заводы, где создаётся казахстанский продукт в виде масла и работают люди. 

«В случае отмены Казахстан лишится своего уникального преимущества в Центральной Азии. Подсолнечник растёт только в Казахстане, а из России невозможно импортировать в страны Центральной Азии, так как экспортная пошлина составляет не менее 320$ за тонну. Узбекистан и Таджикистан, не имея собственного подсолнечника, построили большие мощности по производству подсолнечного масла, ориентируясь на импорт семян из Казахстана по аналогии с пшеницей. А если возобновить беспошлинную торговлю сырьём, то наши семена будут перерабатываться на их заводах, и казахстанское масло покупать перестанут. Такая же ситуация и с Китаем», – говорит председатель НАПМК. 

Он заявляет, что маслозаводы фермеров не обижают – покупают семена по рыночной цене, и большинство аграриев довольны заключёнными сделками. Маслозаводы работают с одними и теми же хозяйствами много лет и претензий не имеют. 

председатель НАПМК Ядыкар Ибрагимов, фото Orda.kz
Председатель НАПМК Ядыкар Ибрагимов, фото Orda.kz

Сомневается в справедливости жалоб фермеров и Фарид Абитаев, гендиректор ТОО «Опытное хозяйство масличных культур». Он утверждает, что сеять в Казахстане ту же пшеницу, выращивать её – менее рентабельно и всё больше полей засеивают семенами подсолнечника.

«За два последних сезона посевные площади под подсолнечник только растут: в 2022 году – на более 130 тысячах гектаров, в 2023 – на более чем 60 тысячах гектаров. Это говорит о том, что подсолнечник – один из самых рентабельных культур», – поясняет Абитаев.  

Не видит логики в действиях производителей подсолнечника и трейдер ТОО Batu Agro Бауыржан Сыдыков. Его компания входит в топ-5 экспортёров Казахстана и ранее вывозила сырьё, в том числе семена подсолнухов. Однако с введением пошлины его компания стала менять профиль и постепенно превращается из продавца семян в производителя масла. 

«Сначала мы тоже были недовольны пошлиной, но потом попробовали сами производить масло. Было тяжело, но мы открыли завод и создали 15 рабочих мест. Сейчас у нас в планах открыть ещё одно производство», – говорит бизнесмен. 

100 евро с тонной семян для переработчиков оказалось эффективной мерой развития, которая видна по рынку. Цена на литр масла, которое используется в каждой семье, в общепите, производстве кондитерских изделий, упала на 35%. 

«Мы произвели с сентября 2022 – август 2023 года 417 тысяч тонн масла – это самый большой показатель в истории Казахстана. Фактически в два раза увеличено производство масла. При этом экспорт составил 312 тысяч тонн – в 2,7 раза больше, чем в самый лучший до этого год. Напомню, с 2019-2020 годов, в предыдущий, самый спешный для отрасли год, было 113 тыс. Валютная выручка выросла на 30%», – поясняет председатель Ибрагимов.

В случае отмены протекционистских мер по семенам рост целой индустрии окажется под угрозой. Необработанное сырье начнёт утекать за рубеж, а как следствие, последует сокращение производства, также вырастет цена казахстанского подсолнечного масла и хлынет поток масла из соседней России. 

Простая экономика

Еркинбек Дускужанов, учредитель ТОО Qazaq Astyq Group, занимается выращиванием подсолнухов и их переработкой, приводит простые тезисы, который увидел в собственном хозяйстве. 

«В прошлом году мы переработали 180 тыс. тонн подсолнечника и принесли стране выручку в 57 млрд тенге. Мы подсчитали, что если бы экспортировали тот же объем семян без переработки по ценам Китая и Узбекистана, то заработали бы 52 млрд тенге», – говорит предприниматель.

Он уточнил, что посчитал выручку без учёта высокобелкового корма, такого как шрот, а с учётом данной продукции разница составит более 30%.

поле подсолнухов, фото Pixabay.com
поле подсолнухов, фото Pixabay.com

 Мейрамбека Дуйсембаева из ТОО «Масло-Дел» тоже удивляет позиция минсельхоза, которая колеблется между интересами аграриев и переработчиков. Он напомнил, что производство масла привлекает больше необходимых стране инвестиций и технологий. Промышленники даже не просят у государства денег в отличие от аграриев, которые пользуются госсубсидиями.

Переработчик Сатыбалды Чалкаров объясняет ещё одну выгоду государства от роста производства. 

«Когда продают просто сырьё, то НДС не оплачивается. Когда мы покупаем у аграриев, то оплачиваем НДС, а это налоги в бюджет». 

«Масложировики» понимают проблемы коллег из аграрного сектора и считают, что вся сумма экспортной пошлины должна идти не напрямую в казну, а на поддержку тех, кто работает на полях.

При этом для поддержки переработчиков хватит только законодательного закрепления экспортных пошлин в суммарном или процентом соотношении. Тогда отрасль будет развиваться в понятных, стабильных и прозрачных условиях. Пока же она в подвешенном состоянии, и планы по инвестициям в более глубокую переработку семян и захват рынков соседних государств окажутся под угрозой. 

Как заверил глава НАПМК, в 2024 году ассоциация планирует инвестировать 4 млрд тенге, а в 2025 году – 14 млрд в производство очищенных сортов подсолнечного масла.

 Читайте также:

Лента новостей

все новости