Почему казахстанские производители растительных масел не могут нарастить экспорт в Китай

cover фото pixabay.com

О наличии экспортного потенциала и не только говорили в Алматы на конференции производителей масложировой продукции, на которой побывал корреспондент Orda.kz

Экспорт масложировой продукции из Казахстана в 2022 году вырос в два раза. На текущий год прогнозы также оптимистичные – он может вырасти ещё на четверть. Главным фактором стала отмена ограничений и карантинных мер на пограничных пунктах с Казахстаном с января 2023 года. Рынок у полумиллиардной страны – колоссальный. Глава НАПМК (Национальная ассоциация переработчиков масличных культур – прим. ред.) Ядыкар Ибрагимов рассказал, что в 2022 году казахстанские производители отправили за рубеж масло на 521 млн долларов и это рекорд.

"Казахстан является лидером по производству растительных масел. Также у нашей страны стратегическое географическое положение. У нас есть выход на рынок Ирана, Центральной Азии, Ближнего Востока и Китая. Мы должны использовать наши преимущества и овладеть рынками соседей".

Председатель ОЮЛ "Национальная ассоциация переработчиков масличных культур" Ядыкар Ибрагимов

Осуществлению планов мешают три основных фактора:

Первый  – плохое качество казахстанской статистики. По собственным подсчётам ассоциации, реальные цифры сбора семян подсолнечника расходятся с официальными почти на 30% из-за приписок на местах.

Второй – непредсказуемые запреты со стороны правительства по сырью для масел. Иными словами, правительство то вводит, то снимает ограничения на вывоз подсолнечника, что в конечном итоге влияет на уровень цен на них, и соответственно, на переработчиков.

Третий – слабая логистика. В Казахстане не хватает инфраструктуры для транспортировки масла –  начиная со станций и заканчивая нехваткой ж/д цистерн для перевозки. Больше всего проблем именно на китайском направлении.

Как рассказал на конференции главный менеджер департамента организации погрузки и выгрузки ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Кайрат Жумабаев, в компании понимают, что надо увеличивать число веток в Поднебесную. Пока 69% импорта из Казахстана приходится на Россию, на страны Центральной Азии –16%, на Китай – 13%. При этом из двух железнодорожных узлов на границе с Китаем цистерны обслуживают только на станции Достык.

"На сегодняшний день у нас там на подходе 277 вагонов. В сутки китайская сторона разгружает 6-8 вагонов. Кроме того, на территории Казахстана постоянно открываются предприятия, осуществляющие экспорт масла в КНР, причём его экспортируют при физическом отсутствии возможностей поставок", – заявил Жумабаев.

При этом представитель КТЖ напомнил, что сейчас строится дополнительная железнодорожная ветка Мойынты (Карагандинская область) – Достык длиной более 800 км, но сдадут её не раньше конца 2024 года. Также в планах строительство третьего ж/д погранперехода с Китаем – Бахты. Сейчас готовится технико-экономическое обоснование, и дата реализации пока неизвестна.

фото Orda.kz

Тут возникает вопрос: а как же и когда заработает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ): он должен пролегать из Китая в Европу в обход России через территорию Казахстана, и о нём очень много говорили и продолжают говорить в этом и прошлом годах.

Пока же, казахстанские производители растительных масел надеются, что им удастся нарастить экспорт в Китай до 300 млн долларов в год, а также договориться о поставках генетически модифицированного рапсового масла.

Лента новостей

все новости