Лучшие условия для муравейников? В Казахстане станет проще менять целевое назначение земельного участка

cover Фото Orda.kz

Предпринимателям станет проще решать вопросы с землёй, но остальная категория граждан может остаться в проигрыше. 

На этой неделе национальная палата предпринимателей «Атамекен» известила, что благодаря её стараниям в Казахстане упростили процедуру смены целевого назначения земельных участков. В частности, теперь не нужно будет получать решение земельной комиссии, как это было раньше.

Как рассказала директор департамента строительства НПП «Атамекен» Назира Усенова, участие земельной комиссии в этом процессе на практике приводило к «размыванию» ответственности должностных лиц, принимающих решения. 

Назира Усенова. Фото НПП "Атамекен"
Caption
«Кроме того, имели место случаи, когда земельная комиссия могла отказать в изменении целевого назначения земельного участка при наличии положительного заключения органа архитектуры, либо, наоборот, удовлетворяла заявление при отрицательной позиции уполномоченного органа», - добавила Назира Усенова.

Но все-таки есть опасение, что нововведение только ускорит застройку еще уцелевших в городах свободных участков, "зелёных пятачков" и пустырей. На это не раз обращал внимание даже президент Касым-Жомарт Токаев. 

"Отдельные строительные компании ставят свои интересы выше качества жизни граждан. Из-за отсутствия системного подхода к развитию города участились случаи точечной застройки. На месте социальных объектов и общественных пространств возведены жилые комплексы, – заявил в июле глава государства.

 Корреспондент Orda.kz обсудил этот вопрос с экспертами.

По мнению юриста Сергея Уткина, теперь будет проще определить, какой из заинтересованных госорганов дал отрицательное заключение по изменению целевого назначения земли. Эксперт считает, что станет легче обжаловать в суде такое решение. 

«Теперь работать станет легче всем, включая и застройщиков. Но чтобы не было густой застройки человейниками без инфраструктуры, чтобы строились социальные объекты и оставались рекреационные зоны – для этого существуют генпланы, органы архитектуры и градостроительства. Но если эти люди – отпетые взяточники, и готовы за соответствующую мзду согласовать или выпустить любое решение в ущерб интересам общества, то никакая земельная комиссия этому не поможет - там ведь такие же негодяи», - подчеркнул  Уткин. 

Юрист полагает, что в этом процессе самое главное – прозрачность. К примеру, в европейских странах получить сведения из земельного кадастра может каждый. Если активистов что-то не устраивает, то они организуют акции протеста, запускают петиции и обращаются в суды. 

В Казахстане же все решения принимаются в кабинетах, без лишнего шума, создавая при этом все условия для коррупции, считает юрист. 

Сергей Уткин. Фото из личного архива

Экономист Айдар Алибаев признается, что известие от «Атамекена» вызвало у него двойственную реакцию. С одной стороны, из этой длинной цепи инстанций, которая даёт разрешение на изменение целевого назначения участка, исключили земельную комиссию. Эксперт полагает, что в состав земельных комиссий входят чиновники, которые чаще всего "нечисты на руку". 

«И за любое своё положительное решение, удовлетворение чьей-то нужды чиновник будет «просить на лапу». И то, что теперь из этой коррупционной цепочки выпадает одно звено, безусловно, хорошо. Но с другой стороны, эту инициативу протолкнула НПП «Атамекен», которую лично я называю «палаткой». И там очень сильны позиции строительного бизнеса. Вполне вероятно, что это решение было принято в первую очередь в его интересах», - отметил эксперт. 

Вероятно, застройщикам станет ещё проще получать земельные участки, изначально предназначенные для социальных объектов, стадионов, рекреационных зон, или хотя бы личных подсобных хозяйств, ИЖС, и «лепить» там свои "человейники", «муравейники», «ульи». Такая застройка создаёт чудовищную нагрузку на социальную инфраструктуру и окружающую среду, полагает Алибаев. 

«Я–коренной алматинец, и когда я бываю в верхних районах города, у меня сердце сжимается, когда я вижу, как один за другим там вырастают всё новые и новые коробки гигантских размеров и нулевого качества. Строительные компании просто убивают наш город», - возмущается эксперт.

По его словам, Алматы – это первый город, павший жертвой стремительной, уплотняющей застройки. Но несмотря на острую критику со стороны специалистов и гражданских активистов, этот процесс начал охватывать и другие города – Астану, Шымкент, Караганду, Актобе и Атырау. В некоторых мегаполисах уже не хватает водных ресурсов. И поэтому известие об упрощении смены целевого назначения вызывает тревогу, признается Алибаев. 

Айдар Алибаев. Фото из личного архива

 Читайте также: 


Лента новостей

все новости